Петербургский завод "Арсенал" взыскал с ЦНИРТИ им. академика Берга, входящего в концерн "Алмаз–Антей", 800 млн рублей. Тот в ответ хочет взыскать 283 млн, но не может.
"Арсенал" в арбитраже предъявил иск Центральному научно–исследовательскому радиотехническому институту (ЦНИРТИ), занимающемуся разработками для авиации и космоса, на 799,7 млн рублей. Поводом к спору стал контракт 2014 года на сумму 2,9 млрд рублей. По его условиям, институт должен был изготовить и поставить космическую технику "Арсеналу", которому она необходима для исполнения собственного контракта с Минобороны. По таким сделкам сначала согласуется ориентировочная цена на изделие, а затем, за 3 месяца до даты поставки, она уточняется и фиксируется. В 2017–2018 годах, как следует из материалов дела, были установлены фиксированные цены, что привело к снижению стоимости всего контракта до 1,645 млрд рублей. "Арсенал" попросил ЦНИРТИ вернуть ему 792 млн рублей, но тот отказал. При этом завод в одностороннем порядке в качестве взаимозачета уменьшил сумму своих требований на 283 млн рублей, которые был должен институту.
В арбитраже ответчик заявил, что сумма переплаты по договору представляет собой неосвоенный аванс и не является неосновательным обогащением, начисление на нее процентов неправомерно, поскольку аванс был получен на законных основаниях. Кроме того, ЦНИРТИ отметил, что о зачете требований на 283 млн рублей ему стало известно лишь после получения претензии "Арсенала".
Суд признал обоснованной позицию "Арсенала", взыскав с института почти 800 млн рублей. Апелляция оставила решение в силе.
Параллельно с этим процессом ЦНИРТИ оспаривал зачет требований "Арсеналом" на 283 млн рублей, но и в этом процессе институту не повезло: первая и апелляционная инстанции отказали в иске ЦНИРТИ. В АО "Машиностроительный завод "Арсенал" отказались прокомментировать споры с институтом, ответ на направленный в ЦНИРТИ запрос редакция не получила.
Адвокат, управляющий партнер юридической компании "Промбизнесконсалтинг" Александр Гуканов обращает внимание на специфику споров между участниками гособоронзаказа: "Довольно часто они возникают из–за разногласий сторон по определению окончательной цены производимого изделия".
Причина в том, что в сфере ВПК заказываемые для разработки или производства механизмы зачастую являются уникальными. Поэтому на этапе заключения договора не всегда ясно, как пойдет процесс выполнения заказа, какие будут проведены исследования, какие материалы будут использоваться и т. п. И окончательная цена работы определяется на основании фактических затрат исполнителя. Поэтому данная плоскость взаимоотношений потенциально конфликтная, резюмирует Александр Гуканов.