Умный город, или smart city, — что он представляет собой и почему он умный? Существует много толкований этой модной и актуальной на сегодня концепции.
Большинство формулировок концепции умного города сходятся в одном: такой город управляется на основе анализа данных, что позволяет органам власти повышать качество жизни населения. "Деловой Петербург" разобрался, что сегодня делается в Северной столице для поддержания и развития концепции умного города и какие информационные системы, автоматизирующие основные хозяйственные процессы, уже реализованы.
Современные технологии сбора и обработки данных, в том числе получаемых онлайн, сегодня позволяют создать систему управления городом нового уровня, которая поможет отслеживать состояние практически любого подконтрольного объекта в реальном времени, анализировать и оперативно прогнозировать социально–экономические процессы, а также получать обратную связь от жителей города о результатах проведенных мероприятий и привлекать граждан к решению вопросов благоустройства Петербурга. Именно это делает работу каждого участника процесса более прозрачной, а значит, более эффективной.
Комплексный подход
Как рассказали "ДП" в Комитете по информатизации и связи, сегодня уже реализовано несколько информационных систем, автоматизирующих процессы управления городом. Среди них — аппаратно–программный комплекс "Безопасный город", в состав которого входит Городская система видеонаблюдения, охватывающая 18 районов и являющаяся ключевым элементом системы безопасности, Интегрированная система информационно–аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт–Петербурга, портал "Паспортизация объектов благоустройства" и другие. Интегрирование этих систем позволит создать в Петербурге единый контур управления, обеспечивающий цифровизацию всего процесса: от постановки целей, формирования схемы действий и их исполнения до получения обратной связи, анализа и корректировки планов. Все эти задачи призвана объединить и решить Комплексная система управления городом.
Зачем собираются данные?
Основа Комплексной системы — цифровая панель управления городом. По сути, это онлайн–платформа для анализа ситуации в социально–экономической, общественно–политической и других сферах жизнедеятельности мегаполиса, позволяющая обеспечить быстрый доступ к актуальным данным для корректировки управленческой политики. По прогнозам специалистов Комитета по информатизации и связи, в рамках развития цифровой панели будет значительно расширен состав данных, используемых для поддержки принятия решений. Например, оперативная информация будет основываться не только на сведениях ведомственных информационных систем, но и на содержании открытых ресурсов, в том числе социальных сетей, данных операторов сотовой связи.
Отдельно стоит сказать о формировании цифровой модели города. Подсистема "Цифровой профиль города" позволит учитывать сведения, которые существуют в различных информационных системах, и предоставлять необходимую сводку по конкретным объектам управления в режиме онлайн. Под объектами в данном случае понимаются не только люди, но и все составляющие городской инфраструктуры: элементы благоустройства, такие как бордюры или клумбы, дорожная и инженерная сеть, транспортная система, здания и сооружения, социальные объекты, бизнес–организации. Сегодня у нас есть генеральный план города, есть сведения о сети образовательных и медицинских организаций, планы развития дорожной сети и многое другое. Возможности объединить эти данные, связать их между собой, предоставить различным городским ведомствам оперативный доступ к той части сведений, которые нужны для их функционирования, позволят существенно повысить качество планирования и эффективность принимаемых решений, а значит, улучшить жизнь граждан.
На шаг вперед
По данным Комитета по информатизации и связи, сегодня на контроле администраций районов Петербурга находятся только сообщения, поступившие непосредственно в дежурные районные службы, а также зафиксированные в Системе–112 и Центре обработки вызовов "004". В целях изменения существующей ситуации разрабатывается система "Безопасный район", которая позволит обеспечить мониторинг всех происшествий, происходящих на территории района, силами администрации. Важной составляющей этого контроля помимо установки систем видеонаблюдения также является проведение мониторинга и анализа публикаций граждан в социальных сетях о работе служб района по устранению последствий происшествий. Из важных составляющих работы системы "Безопасный район" стоит также отметить: информирование районных штабов о крупных авариях, чрезвычайных происшествиях, что позволяет объективно оценить ситуацию с размещением объектов инфраструктуры безопасности, выявить наличие проблемных зон. На основе полученных данных, в свою очередь, можно будет прогнозировать потребность в новых объектах безопасности, формировать планы развития безопасной среды, предупреждать возникновение нештатных ситуаций.
Еще одна составляющая Комплексной системы управления городом, "Комфортный район", позволит поддержать участие граждан в формировании комфортной городской среды и, по словам главы Комитета по информатизации и связи Дениса Чамары, предоставит возможность создания "человекоцентричной" оценки их качества жизни на закрепленной территории. При помощи системы можно будет сформировать интерактивную тепловую карту комфортности проживания граждан в районе (на основании опросов и нормативов), обеспечить формирование, общественное обсуждение и изменение планов развития городской среды.
Big data
Связующим звеном между составляющими Комплексной системы управления городом призван стать "Концентратор цифровых данных". Именно здесь, как стало известно "ДП", будет собран значительный объем информации обо всех объектах управления в городе и структурирован с использованием технологий обработки больших данных: цифровой профиль города позволит обеспечить инвентаризацию объектов городской среды, связать их между собой, концентратор наполнит их актуальным смыслом, сведениями о фактической востребованности и текущем состоянии, оперативными сведениями о влиянии внешних изменений на функционирование городской среды. Этот инструмент разработан в первую очередь не для хранения, а для объединения и предоставления информации. Причем собранные сведения могут быть доступны одновременно для нескольких приложений с сохранением целостности. Альтернативными способами получения обратной связи в данном случае будут: мониторинг СМИ и социальных сетей, проведение социологических опросов жителей города, сбор данных по обращениям граждан, сбор данных от исполнительных органов.
Напомним, что в итоге вся информация визуализируется на Цифровой панели управления городом, позволяющей объединить ключевые показатели из самых разных сфер, и используется для сценарного анализа и прогнозирования. С помощью Цифровой панели осуществляется анализ состояния объектов города, формируется обратная связь, оперативное и стратегическое управление. Относительно полученной информации могут быть скорректированы даже планы развития города в целом.
Таким образом, в условиях постоянного роста городов и превращения их в урбосистемы прослеживается прямая связь между качеством жизни горожан и эффективностью управления современным мегаполисом. Совершенно очевидно, что умный город более подготовлен к решению проблем и имеет более четкие перспективы для будущего развития. В свою очередь, в Комитете по информатизации и связи уверены, что сегодня Петербург как никогда близок к запуску полномасштабной системы умного управления.