Завтра Ленобласть полностью перейдет на новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами. В отдельных районах реформа стартовала раньше, и первые итоги уже известны: мусора собирается заметно больше, чем планировалось, а счета оплачиваются плохо. В итоге региональный оператор несет убытки. Петербург с началом реформы так и не определился. Есть время изучить опыт всех соседей. Если это поможет.
Первым, еще 1 апреля, на новую систему перешел Приозерский район. С июня к нему присоединился Выборгский, с июля — Лужский, а с октября — Всеволожский. Основная проблема, выявленная в переходный период, — обилие мусора, не учтенного в схеме обращения с отходами, на основе которой делались расчеты. Когда весь прежде нелегальный мусор стали вывозить официально, масштаб бедствия начал проясняться. По данным на середину октября, в зонах работы регионального оператора собрано 53,5 тыс. т твердых бытовых отходов, что превышает запланированные объемы на 50–60%. Самый существенный просчет — во Всеволожском районе, где за первые 3 недели вместо 47 тыс. м3 фактически вывезено 132 тыс. м3 (превышение по итогам месяца — около 180%). Впрочем, то, что значительная часть рынка находится в тени, не стало ни для кого сюрпризом: многие компании назначают произвольные цены на перевозку и при этом не довозят мусор до полигонов, сбрасывая его на незаконных свалках.
"Несмотря на то что фактический объем мусора превышает расчетный, в будущем году тариф не вырастет, но в плановом порядке будет пересмотрен", — комментирует Николай Борисов, начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами. Скорректировать его должны по итогам года работы, когда станут понятны фактические объемы отходов в разные периоды в каждой технологической зоне.
Частно–государственное АО
По результатам конкурса региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Ленобласти стало АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" (УКООЛО). Его учредителем, по данным СПАРК, является комитет по управлению государственным имуществом ЛО. В совет директоров АО, по данным СПАРК, с 2017 года входит зампредседателя наблюдательного совета принадлежащего Александру Савельеву банка "Санкт–Петербург" Владислав Гузь (№ 209 в Рейтинге миллиардеров "ДП").
Среднемесячный кассовый разрыв регионального оператора (разница между полученными средствами и затратами на транспортировку, обработку и захоронение отходов) только по трем районам составляет 13 млн рублей. Ежемесячный прогнозируемый объем неплатежей с 1 ноября — 128 млн рублей, подсчитали в компании. Прогнозируемые на ближайшее время убытки — 50–60 млн рублей ежемесячно. "Наша основная задача — не выйти на прибыль, а обеспечить своевременную оплату перевозчиков и операторов по размещению", — сказал "ДП" генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев. Выйти "в область положительных значений по денежному потоку" рассчитывают к 2022 году, в том числе за счет взыскания неплатежей в судах.
Несмотря на риторику, акционеры УК, по данным "ДП", уже некоторое время ищут покупателя на компанию и готовы выйти из бизнеса. Изначально предполагалось, что на новые правила работы по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых бытовых отходов в 2019 году перейдет вся страна. Однако в конце декабря Владимир Путин подписал закон, разрешивший Москве, Санкт–Петербургу и Севастополю отложить реформу до 2022 года. Связано это с тем, что региональным операторам запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, коими и являются города–субъекты.
Город ждет
До получения этой отсрочки Смольный провел конкурсы на выбор регионального оператора. Город территориально был разделен на два лота общей стоимостью 80 млрд рублей. Оба получило ГУП "Завод по механизированной переработке бытовых отходов — 2" (МПБО–2). Однако в суде итоги конкурса по южному лоту были отменены. С иском выступило ООО "Новый свет — ЭКО", (учредители — АО "Автопарк №1 Спецтранс" Анатолия Язева, Виктор Лайков, Евгений Дегтярев и Анатолий Язев непосредственно). Повторный конкурс комитет по благоустройству до сих пор не провел, в плане–графике закупок он не значится. В середине октября комитет покинул его председатель Владимир Рублевский, новый пока не назначен.
Идти по пути Ленобласти, запуская реформу поэтапно в разных районах, город не стал. МПБО–2, по данным комитета, все это время ведет сбор данных об объеме, количестве образуемых отходов и местах накопления. ГУП подведомственно комитету по благоустройству, в программе приватизации оно на данный момент не фигурирует. С 2015 года завод, по данным бухгалтерской отчетности, работает с отрицательной прибылью (по итогам 2016 года она составила порядка 200 млн рублей), что, впрочем, не стало для него препятствием на городских конкурсах. С этого же времени на рынке идут разговоры о возможном банкротстве предприятия.
Участники отрасли говорят, что все это похоже на намеренное обесценивание ГУП в расчете на низкую рыночную стоимость при будущем акционировании, в котором могут быть заинтересованы крупнейшие игроки рынка. Учитывая огромный объем серых схем и высокую доходность теневых участников рынка, заявлять прямо об интересантах эксперты не готовы.
Куда везем — не скажем
Изначально Смольный заявлял, что планирует запустить реформу до 2022 года, однако никаких точных сроков не называлось. Официально объявлено лишь, что с 1 января никаких изменений не произойдет. Совместная работа двух регионов повысила бы эффективность реформы, признают в Ленобласти, но особо на это не рассчитывают. Она позволила бы, например, усилить контроль за перевозчиками и, как следствие, сократить количество незаконных свалок. Вся техника, которая вывозит мусор по контрактам УКООЛО, оснащается аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС — это позволяет отслеживать ее работу.
При этом транспортные компании, работающие на территории города, свои данные соседям не предоставляют. Областные чиновники переживали, что регион будет завален незаконным мусором из города, однако пока эти опасения не подтвердились.
"Мы видим риск со стороны мелких перевозчиков на "газелях", работающих за наличный расчет, которые не будут доезжать до полигонов и станут выкидывать мусор на контейнерных площадках, — говорит Николай Хасиев. — Изначально понимали риски приграничных районов: Ломоносовского, Всеволожского, Гатчинского. Того объема отходов, который мы ждали из Петербурга, на сегодняшний день нет. Есть отдельные машины, разгружающиеся рядом с контейнерными площадками, но это единичные случаи".
Сдавайте мусор
Ленобласти в любом случае предстоит решать мусорную проблему Петербурга: в городе нет и не будет действующих полигонов. Основной объем принимаемых отходов сейчас приходится на полигоны "Новый Свет" и "Северная Самарка" (около 80%).
Региональному оператору поставлена задача до 1 июня следующего года представить на согласование и утверждение инвестиционную программу по модернизации действующих мощностей и строительству новых объектов, говорит Николай Борисов.
В перечень приоритетных проектов включено создание в Кингисеппе нового комплекса по обработке отходов мощностью 200 тыс. т в год с возможностью биокомпостирования. Заявленная глубина переработки — до 70% (за счет внедрения технологии компостирования пищевых отходов). Также предполагается получение щепы из древесных отходов, стекло пойдет на производство стеклотары и теплоизоляционных материалов и т. п. Также прорабатывается проект по обработке и переработке отходов в Гатчинском районе, говорят в УКООЛО. Заявленная мощность — около 1 млн т в год.
В контексте
Реформа по обращению с отходами сегодня в разной мере работает более чем в 70 регионах страны. Без проблем, кажется, не обошлось ни в одном, включая соседние с Петербургом и Ленобластью. Основная проблематика общая — мусора производят больше запланированного, а платят — меньше.
С возросшими (по сравнению с запланированными) объемами работы операторы не просто должны укладываться в установленные тарифы, но и продолжать деятельность в условиях значительных недосборов платежей. Власти отдельных регионов, реагируя на жалобы населения, еще и снижают тарифы, по сути пересматривая действующие контракты в одностороннем порядке, "убивая" экономику и без того сложного бизнеса.
Эксперты неоднократно предупреждали: при отборе операторов необходимо учитывать их финансовое положение. У части компаний, получивших многомиллиардные контракты, уставный капитал составляет всего 10 тыс. рублей. В то же время операторы "РТ–Инвест", "РТ–НЭО Иркутск" (входят в "Ростех", работают на территории Московской и Иркутской областей и в Татарстане), работающие в тех же условиях низкой собираемости платежей, спокойно переносят сложности переходного периода, продолжая бесперебойно предоставлять услуги.
Многие подрядчики уже не справляются. Так, был расторгнут заключенный год назад договор с региональным оператором по Архангельской области — компанией "Экоцентр" (по обоюдному согласию). Этому предшествовали многочисленные скандалы, включая прогремевший на всю страну конфликт с жителями Шиеса, куда хотят свозить мусор из Москвы. Вчера областное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса заключило соглашение с новым оператором — ООО "Экоинтегратор". Оно, как и прошлое, должно действовать 10 лет.
На грани — расторжение соглашения с региональным оператором в Псковской области. По итогам первых месяцев работы спикер Псковского областного собрания депутатов Александр Котов заявил о необходимости пересмотра договора с ООО "Экопром" по причине невыполнения обязательств со стороны компании.
Основная претензия населения к работе "Экопрома" — по некорректным счетам и невывозу мусора.
В этом регионе, как и в Ленобласти, есть серьезный дефицит контейнерных площадок. Их нехватка не только приводит к загрязнению населенных пунктов, но и грозит операторам прямыми финансовыми потерями из–за перерасчетов за фактически не предоставленные услуги.
“
Одна из целей реформы — переход к раздельному сбору и переработка мусора. Но вся нормативно–правовая база, разработанная под 89–ФЗ, составлена так, что раздельный сбор делать невыгодно. Регоператоры зарабатывают на объемах вывозимого мусора. Расходы на раздельный сбор они заложить в тариф не могут. Более того, вложившись в оборудование, собрав вторсырье и переработав его, в следующем году они должны будут вычесть из тарифа для населения заработанные на этом деньги. В силу большой загрузки у оператора сейчас не хватает времени и внимания на то, чтобы выстроить коммуникацию с небольшими компаниями, уже работающими в этой области.
Анна Гаркуша
руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации "Раздельный Сбор"
“
К сожалению, пока большинство населения, и не только в Ленинградской области, воспринимает реформу как направленную на увеличение платежей за сбор коммунальных отходов. На самом деле у реформы три основных постулата. Это внедрение современных технологий переработки, обработки отходов. Утилизация через захоронение — путь в никуда. Вторая — контроль транспортных потоков. Третья — наведение порядка по сбору мусора в многоэтажных домах и частных домовладениях, особенно в садоводствах. С этими задачами мы пока не справились.
Александр Дрозденко
губернатор Ленинградской области