08:3131 октября 201908:31
1484просмотров
08:3131 октября 2019
Завтра, 1 ноября, вступит в силу закон о суверенном интернете, официальная цель которого — обеспечить устойчивую работу российского сегмента сети.
Напрашивается аналогия с законом Яровой, он тоже вступил в силу и толком не работает. Разумеется, и у него, и у закона о суверенном интернете есть бенефициары. В бочке дегтя есть ложка меда для городского бизнеса. Фильтр — некий дата–центр. Есть смысл разворачивать его в Петербурге. Ведь крупные точки обмена находятся в Швеции, Финляндии и Германии. Можно предположить, что не самые маржинальные, но какие–то подряды петербургские конторы получат.
Но об эффективности или целесообразности речь не идет. Суверенный интернет — попытка построить фильтр по примеру китайского. Причем изначально обреченная на провал: Россия — не Китай в силу ряда ключевых технических и социально–политических причин. Там три оператора контролируют практически всю магистральную телекоммуникационную инфраструктуру и обслуживают порядка 90% всех абонентов. В России она как лоскутное одеяло. А в одном кабеле (если говорить про финскую границу) могут быть оптоволокна разных собственников. Второй аспект. В России только на Северо–Западе трансграничных переходов больше, чем во всем Китае. То есть даже проконтролировать интеграцию инфраструктуры в фильтр — очень нетривиальная задача, требующая колоссальных ресурсов и времени. И наконец, сама технологическая ситуация меняется с каждым днем. Фильтр еще даже не запроектирован, а к закручиванию гаек готовятся все. И весьма успешно — есть уже работающие технические решения, маскирующие трафик, чтобы нельзя было понять, что это — то ли запрещенный "Телеграм", то ли человек на сайт Первого канала лезет.
Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства
"Рустелеком"