Денег на все не хватит. В России снижается потребление топлива

Автор фото: Ермохин Сергей

Это общемировой тренд: всем нефтедобывающим странам приходится искать точку равновесия между стоимостью добычи и ценой барреля.

Аналитики ИГ "Петромаркет" и агентства "Аналитика товарных рынков" заметили, что россияне все меньше потребляют автомобильного топлива. С января по сентябрь 2019 года этот показатель упал на 1% в сравнении с этим же периодом прошлого года. А в конце июля спрос и вовсе сократился на 1,4%.
При кажущейся незначительности цифр, для рынка это тревожный сигнал. "По данным железнодорожных экспедиторов, с 1 по 24 октября нефтяные компании выгрузили на внутренний рынок 1,5 млн т автобензина, что на 8% превышает аналогичный показатель 2018 года. И этот показатель, наряду с сообщениями СМИ о сокращении потребления бензина в стране, свидетельствует о перезаполненности рынка", — говорит генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков.
Снижение спроса на бензин можно объяснить несколькими факторами.
Первый — это, разумеется, общее снижение доходов населения. Согласно отчету Росстата, за первое полугодие 2019 года этот показатель упал на 1,2%.
Далее — рост цен на бензин, о котором говорит все то же ведомство. С января по сентябрь 2019 года стоимость топлива выросла на 1,7%, а если сравнивать год к году — то на 5,1%.
И третий фактор: россияне начали отказываться от собственных авто. В Петербурге, согласно статистике аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб", на протяжении полугода падают продажи автомобилей. С января по сентябрь 2019 года новых авто продано на 2% меньше (112,2 тыс. штук), чем годом ранее. Город на Неве отражает общефедеральный тренд: снижение продаж авто в России регистрируют и в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Аналитики сервиса "Яндекс.Деньги" также отмечают, что траты автовладельцев в стране за год выросли на 22% — включая штрафы за нарушение ПДД, оплату парковок, заправок и прочего. Одновременно с этим вырос спрос на такси и каршеринг.

Подать на разработку

Впрочем, снижение спроса на бензин вовсе не означает, что в России будут добывать меньше нефти. Конечно, наших нефтегигантов в этом ограничивает соглашение ОПЕК+, но, как регулярно показывают отчеты организации, планами по снижению добычи можно и пренебречь. Как подсчитало Bloomberg, в октябре Россия превышала планку по извлечению черного золота примерно на 47 тыс. баррелей в сутки.
В нашей стране вообще собственный подход ко многому. В том числе и к нефти. МЭА, например, в 2019–2020 годах предрекло профицит черного золота на рынке: покупают его меньше, а поставляют все страны–нефтедобытчицы стабильно. Глава "Роснефти"Игорь Сечин смотрит на ситуацию оптимистичнее и верит, что застанет 2040 год, когда спрос на нефть вырастет на 10%, хотя в мировом энергобалансе ее общая доля уменьшится на 30%. А потому, по его мнению, компаниям придется увеличить добычу примерно на 30 млн баррелей в сутки.
Такие прогнозы объясняют, почему "Роснефть" вместе с "Газпром нефтью" постоянно просят льготы у российского правительства. Недавняя просьба — о льготах по Приобскому месторождению на 600 млрд рублей. А еще держим в уме Арктику: этот суровый регион нефтедобытчики тоже осваивают, и тоже не без государственной помощи. По этому поводу нервничает Минфин, который подсчитал, что Фонд национального благосостояния (ФНБ) недосчитается 50–60 млрд рублей в год. Росгеология, несмотря на беспокойство Минфина, словно решила его потроллить, предложив и вовсе потратить все средства ФНБ не на что–нибудь, а на геологоразведочные работы в Восточной Сибири и Арктике — чтобы найти новые источники углеводородов.
"Фонд создан из денег, которые сформированы за счет доходов нефтяной отрасли. Мы должны все–таки определиться, что часть доходов из нефтяной отрасли должна быть направлена на формирование задела на будущее, иначе непонятно, как он будет формироваться, тем более что бюджетных денег на все не хватит", — уверен глава Росгеологии Сергей Горьков.
По оценке Роснедр, на 2019 год около трети всех российских месторождений нефти нерентабельны — из–за дороговизны разработки или крайне малых (менее 5 млн т) запасов. Имеющиеся в стране запасы оцениваются в 11,5 млрд т, и при нынешних темпах добычи их могло бы хватить на 20 лет. Но эта картина размывается: например, на Самотлорском и Приобском месторождениях добыча усложняется обводненностью. В начале октября замминистра энергетики Павел Сорокин предсказывал, что пик добычи в России может быть пройден в 2021 году. К 2036 году падение достигнет 40%, а в Западной Сибири добыча нефтезапасов рухнет вдвое. Критический момент для бюджета (с резким сокращением доходов) наступит в 2025 году — когда придется переходить к добыче трудноизвлекаемой нефти.

Добавить стабильности

До встречи ОПЕК+ остался буквально месяц. Как уверены западные СМИ, страны–участницы учтут фактор замедления темпов роста добычи нефти в США, которое наблюдается на протяжении последних месяцев. "Механизм ОПЕК+ показал свою эффективность, но он не безгранично эффективен. Все равно есть лимит: сколько можно на себя взять, какие действия могут быть предприняты", — сказал замглавы российского Минэнерго Павел Сорокин.
О всемирной нефтяной стабильности заботится и Бразилия, чей президент Жаир Болсонару выразил готовность войти в состав ОПЕК. "В следующие несколько лет Бразилия войдет в число пяти–шести крупнейших по величине производителей нефти в мире. Это очень хорошо, потому что это поможет стабилизировать цены на нефть… Некоторые люди даже говорят о возможности для Бразилии войти в ОПЕК. Но это уже совсем другой вопрос", — сказал Болсонару, выступая на форуме Future Investment Initiative в Эр–Рияде. Кроме того, бразильский лидер заявил, что хотел бы получить от Саудовской Аравии инвестиции в переработку нефти в Бразилии.
Одно из самых ожидаемых событий в ноябре — IPO нефтекомпании Saudi Aramco, которая в сентябре подверглась атакам дронов, после чего ее добыча упала вдвое. Впервые о размещении акций компании на бирже заговорили в 2016 году. Однако реализовать это на практике решили 3 года спустя. По информации агентства Bloomberg, компанию оценивают в $2 трлн. "Большие запасы нефти, отсутствие конкуренции, легкость извлекаемых ресурсов и территориальная близость портов отгрузки делают себестоимость производства одной из самых низких по отрасли в мире, что дает высокую добавочную стоимость каждому проданному баррелю. Также стоит отметить выдающиеся финансовые показатели Saudi Aramco. По данным, опубликованным за 2018 год, выручка компании составила $355,9 млрд, прибыль — $111 млрд, EBIDTA — $223,8 млрд. По структуре выручки 56,4% — продажа нефти, остальное — газохимия и нефтепереработка", — говорит эксперт ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" Алексей Уразаев.