Сегодня в Москве ФАС обсудит дерегулирование тарифов на ж / д перевозки пассажиров между Петербургом и Москвой и аэропортовых сборов в Пулково. Проект соответствующего приказа опубликован на сайте ведомства 5 ноября и находится на антикоррупционной экспертизе. Планируется, что нововведение вступит в силу с 2020 года.
Как следует из пояснительной записки ФАС, либерализация тарифной политики связана с растущей конкуренцией между разными транспортными сегментами в сообщении двух столиц. В авиасекторе свободу в тарифной политике намерены предоставить "Воздушным воротам Северной столицы" (ВВСС, оператор Пулково) при обслуживании услуг по взлету и посадке, стоянке судов, предоставлении аэровокзального комплекса, авиабезопасности и наземном обслуживании самолетов на международных направлениях, а также рейсах между Петербургом и Москвой. В пресс–службе оператора от комментариев отказались.
Как пояснил "ДП" собеседник, близкий к ВВСС, аэропорт сможет применять гибкое тарифное регулирование для разных авиаперевозчиков в зависимости от рыночных условий. "Ведь кто–то летает 5 раз в день, а другая компания — раз в неделю, платят же они одинаково", — говорит эксперт.
По его словам, нововведение не окажет сильного влияния на ценообразование билетов. Ведь регулируемые ФАС тарифы составляют всего 5% от общих затрат, остальные 95% касаются сопровождения, наземного обслуживания, использования тягачей, автобусов, трапов и прочего. Ставки по этим услугам не зафиксированы государством и устанавливаются аэропортом самостоятельно.
В состоянии тарифной свободы уже 3 года живет московский авиаузел. Правда, там произошла обратная ситуация: ставки после "самоликвидации" ФАС начали расти. Жалобы авиакомпаний заставили антимонопольщиков вмешаться в ситуацию. Со временем тарифная политика сбалансировалась.
В железнодорожном сегменте ФАС намерена освободить от регулирования независимых перевозчиков, не аффилированных с РЖД. Однако развить частный сектор будет непросто, поскольку сейчас у Федеральной пассажирской компании (ФПК, "дочка" РЖД) монополия на пассажирские перевозки — она осуществляет более 90% из них. Доля остальных перевозчиков очень мала, отмечает директор по развитию ООО "Дорнадзор" Петр Атаев: "Развитие конкуренции в пассажирских перевозках на поездах дальнего следования поможет привлечь новых игроков на самое востребованное в стране железнодорожное направление — Петербург — Москва. Возможно, дальнейшими шагами станут сокращение монополии ФПК на остальных маршрутах и организация рынка сверху, как это было сделано в 2000–х годах на железнодорожных перевозках грузов".