Смольный инициировал еще один судебный процесс по итогам строительства "Газпром–Арены". Городские власти предъявили иск банкам, выдававшим банковскую гарантию подрядчику стадиона.
Комитет по строительству Санкт–Петербурга взыскивает с ВТБ и БМ–Банка 7,94 млрд рублей. Как пояснили "ДП" чиновники, этот спор вытекает из банковских гарантий, обеспечивших исполнение обязательств подрядчиков по госконтрактам на строительстве стадиона на Крестовском острове. Гарантии какого именно подрядчика они требуют раскрыть, чиновники не ответили.
Досудебное урегулирование спора, добавили в Комстрое, не проводилось. Запрос "ДП" в ВТБ оставили без комментариев (БМ–Банк является его 100%–ным дочерним обществом).
Отметим, грандиозным стройкам в Петербурге не везет — они не обходятся без скандалов. И возведение "Газпром–Арены" может служить иллюстрацией этому. С 2006 года, начала этого проекта, его стоимость с 6,7 млрд рублей выросла до 43 млрд рублей (на 2016 год). На стройке сменилось три подрядчика, разногласия, к примеру, с двумя из них — АО "Метрострой" и корпорацией "Трансстрой" — чиновники урегулируют в судебном порядке до сегодняшнего дня. Параллельно расследовались и уголовные дела. Самым громким можно назвать рассматривающееся сейчас дело бывшего вице–губернатора Марата Оганесяна, курировавшего этот проект: следствием ему инкриминируется получение взяток и мошенническое хищение средств.
"Реализация крупных строительных госзаказов действительно очень часто происходит со скандалами", — говорит Михаил Иванов, партнер юридического бюро "Григорьев и партнеры". Масштаб и сложность таких проектов усугубляют возможные технические, организационные и финансовые проблемы, а большой объем финансирования открывает большие возможности для злоупотребления. При этом, обращает внимание юрист, при реализации более скромных проектов такие проблемы тоже имеют место, но они просто не получают широкой огласки.
Любой крупный стройпроект требует выдачи банковской гарантии. Практически никогда банки не платят по гарантиям добровольно и предлагают заказчикам обращаться в суд. Опыт со знаковыми инфраструктурными долгостроями последнего десятилетия показал, что выдача надежным на момент принятия решений гарантий подрядчикам — "Мостоотряд–19", "Мостострой–6", "Трансстрой–СПб", "Метрострой" — может привести к большим финансовым потерям. При срыве сроков строительства из–за различных проблем банк обязан компенсировать убытки заказчика, но не делает этого, оттягивая за счет тяжб решение на годы.
"Подрядчики по госконтрактам в сфере инфраструктурного строительства — это на сегодня самый тяжелый сегмент для банков из–за огромных финансовых рисков, которые стали стандартной практикой для этой бизнес–сферы", — эмоционально отреагировал на вопросы "ДП" один из петербургских банкиров, пожелавший остаться неназванным. Юристы прогнозируют: нарушений может стать меньше. "Экономика находится не в лучшей форме, и контроль со стороны государства за использованием бюджетных средств усиливается", — поясняет Михаил Иванов.