Введение обязательной маркировки товаров вынуждает импортеров отправлять грузы в Россию через Прибалтику вместо портов в Петербурге и Ленобласти.
Штрихкод Data Matrix, которым для российского рынка маркируют алкогольную продукцию и меховые изделия, напоминает не самую удачную партию в игре "Тетрис". В нагромоздившихся друг на друге черно–белых пикселях содержатся данные о виде товара, его производителе, составе и прочая информация.
Штрихкод — атрибут системы прослеживаемости и электронной маркировки, которую хотят распространить к 2020 году на 11 категорий товаров, а к 2024 году — на всю продаваемую в России продукцию.
Стол, два компьютера и целый рабочий день
В правительстве уверены, что диджитализация товарооборота поможет зачистить отечественный рынок от подделок: контролирующие органы смогут отслеживать передвижение товаров, а потребитель — проверять качество, просканировав штрихкод на упаковке с помощью телефона.
Сейчас маркировка некоторых видов продукции проходит экспериментальную стадию, за время которой бизнесу дают время адаптироваться к новым требованиям.
В непростой ситуации оказались импортеры. Нынешние правила предписывают маркировать товар еще до выпуска его в обращение. Как пояснил "ДП" собеседник в таможенных органах, мощностей таможенных складов недостаточно, чтобы обслужить весь поток импорта.
"Сейчас процедуру проводят в единичных случаях и в кустарных условиях. Картина такая: стоит стол, компьютер, привозят две палеты обуви на склад. Только на физическую маркировку одного контейнера может уйти рабочий день, — говорит он. — А в Прибалтике гораздо меньше бюрократии: кинул на склад, спокойно промаркировал и повез в Россию".
Миллиарды на марки
Нововведение создало ситуацию, когда импортерам и производителям придется нести дополнительные расходы. Но деньги за маркировку будут оставаться в экономиках других стран, а не в России, говорит исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский.
"Если средства идентификации наносятся до границы, нужно создавать отдельный участок для маркировки при каждом заводе в странах–производителях, покупать оборудование и программное обеспечение. Это слишком большие затраты, на которые вряд ли иностранные производители пойдут. Ведь, например, российский рынок парфюмерии составляет менее 3% мирового", — говорит Петр Бобровский.
Другой выход из ситуации — маркировка товаров на иностранных транзитных складах. По словам Петра Бобровского, только стоимость наклеивания одной этикетки в Евросоюзе составляет 0,3–0,5 евро, тогда как в России в несколько раз дешевле — примерно 5 рублей. Также 50 копеек за генерацию одного кода будет взимать оператор системы "Честный знак" — Центр перспективных технологий (учрежден "Ростехом", ООО "Холдинговая компания ЮэСэМ" Алишера Усманова и "Элвис–плюс групп" Александра Галицкого).
"Наша ассоциация пока не полностью оценила будущие затраты для отрасли на процесс маркировки, но можно точно говорить, что лишь наклеивание этикеток обойдется в 3 млрд рублей в год, и к этой сумме надо добавить затраты на новое оборудование для маркировки и его обслуживание, ПО, аренду складов за границей и т. д.", — говорит Петр Бобровский.
По прогнозам специалистов, в Северо–Западном регионе часть импортеров покинет российские порты и переориентируются на прибалтийские, где уже маркируют алкогольную продукцию. Иностранные стивидорные компании готовы взять на себя и новый поток товаров.
Так, в сторону Прибалтики начали смотреть транспортные предприятия, сотрудничающие со складом временного хранения подмосковного ООО "Мультимодальные транспортные системы", рассказал генеральный директор этой компании Руслан Мельник.
"Пока изменений в договорах нет, но в личных разговорах оповещают о возможном изменении маршрутов — это касается обуви, одежды и парфюмерии. Думаю, где–то 15–20% существующих объемов перебросят на Прибалтику. Но это самые пессимистические прогнозы", — говорит он.
По оценке заместителя генерального директора транспортно–логистической компании "Восход" Юрия Ковалева, прибалтийский "акцент" приобретут несколько процентов всего объема рынка.
"Думаю, 90% договорятся с производителями, 5% вспомнят (узнают от таможенного представителя о маркировке. — Ред.) в момент прихода судна в порт, а 5% будут ходить по рынку, чтобы прицениться, где дешевле маркироваться: у производителя, в России на таможенном складе или в Прибалтике, — говорит эксперт. — Это будут те, кто покупает обувь не под заказ, а, например, прошлогодние коллекции. Или международные компании под растущий спрос начнут добирать ассортимент с европейского склада".
Полки магазинов оскудеют
По информации Федеральной таможенной службы РФ, в 2018 году транзитом из портов Прибалтики в Россию поступило 22 тыс. морских контейнеров.
"Почти 95% грузов морских контейнеров, которые проходят через прибалтийские порты, растаможиваются в Московском регионе. При этом стоимость перевозки контейнера через порт Санкт–Петербург на 30–40 тыс. рублей меньше, чем через порты Риги или Таллина, — говорит член гильдии "Гермес" Александр Занин. — Но стивидорные компании в прибалтийских портах более лояльны — выставляют комфортные цены на длительное хранение, обработку грузов. И оказывают услуги, которые у нас просто не предусмотрены".
Гендиректор Nike в России Андрей Кришнев рассказал "ДП", что производитель спортивной одежды начал внедрять изменения в логистическую цепочку, в том числе элементы системы маркировки с внутренними процессами Nike.
"Основная сложность в том, что предназначенный для России товаропоток требует дополнительных затрат времени и ресурсов, — говорит он. — Запрет на ввоз немаркированной обуви 1 марта 2020 года и новые технологические барьеры могут привести к задержкам в поставке продукции конечным потребителям".
С ним согласен коммерческий директор ГК "Аривист" Кирилл Александров. Он считает, что новая инициатива правительства приведет не только к увеличению сроков доставки, но и к сокращению ассортимента товаров на полках магазинов, в частности в бюджетном сегменте.
Начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев в разговоре с "ДП" предположил, что возвращение товаров в отечественный транспортно–логистический комплекс возможно за счет расширения таможенных мощностей. Пока же бизнесу остается адаптироваться к новым правилам.
"Единственное, чем можно заменить маршруты через Прибалтику, — маркировка в пути. Но не знаю, насколько это экономически выгодно, ведь потом опять придется загонять все на таможенный склад. Пока существует основной принцип нанесения марки до выпуска товаров в обращение, поможет только увеличение мощностей на таможенных складах", — заключил он.
“
Нужно понимать, что универсальной таблетки от контрабанды ни в одной стране еще не придумали. Всегда найдутся те, кто перехитрит даже самую идеальную систему. Если кто–то считает маркировку панацеей, то это не так. Но эта система может помочь в борьбе с контрафактом. Приходя в сетевой магазин, я могу по крайней мере увидеть марку на товаре и просканировать ее. Хотя и тут могут быть вопросы: мы знаем, как ввозятся в Россию китайские шубы, а затем на них вешаются "зеленые марки" (ярлык о российском происхождении. — Ред.). В Россию через Казахстан вполне свободно попадают товары народного потребления в рамках трансграничной торговли. Что на самом деле перевозят в транспорте — проверить сложно, за этим следят 35 мобильных групп, в которых всего 130 человек. Это на 9 тыс. км административной границы РФ. Борьба с контрафактом должна проходить и внутри страны — для этого требуется работа не только таможни, но и Роспотребнадзора и МВД.
Валерий Селезнев
начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС
“
При всех глобальных плюсах для государства, бизнеса и покупателей в системах маркирования и прослеживаемости есть фундаментальная проблема. На рынке растет численность раздробленных юридических лиц со спецрежимами типа ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Де–факто они представляют собой торговые сети, таких магазинов со статусом ЕНВД около 2 тыс. по всей стране. У них нет ограничений по обороту и не нужно иметь никаких первичных и вторичных документов. Они не ввозят товар по декларации, не проходят таможенную очистку на контрафакт, поэтому они как не попадали в поле прослеживаемости и маркировки, так и не попадут. При этом на полках магазинов оказывается "российский" товар, произведенный в другой стране. Потому что система прослеживаемости работает с импортерами, упуская из виду магазины со статусом ЕНВД. Строго говоря, их вообще нет для ФТС и ФНС. Конкурировать с ними сложно даже обувной сети Kari.
Вугар Исаев
владелец сети магазинов "Снежная королева"