В центре Петербурга закрылись два старейших магазина сети Salamander. Теперь там продается не обувь, а сладости.
Сеть Salamander закрыла торговые точки на Невском проспекте и на Большой Московской улице. Освободившиеся площади заняли "Карамельная фабрика" и "Пират–Мармелад". Помещения в знаковых местах Петербурга арендовались Salamander с 1990–х годов.
Представители федеральной розничной сети ООО "Саламандер в России" сказали "ДП", что магазины в Петербурге работают совершенно самостоятельно (по франшизе) и прямого отношения к ним не имеют.
Там пояснили, что "Саламандер в России" напрямую представлена только в восьми регионах: Москве, Московской области, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове–на–Дону и Челябинске. В остальных городах, в том числе в Петербурге, работают магазины партнеров сети.
Ранее в Петербурге и Ленинградской области действовало восемь точек продаж Salamander. Сейчас их осталось пять: помимо двух магазинов в центре города закрылся и еще один — в Зеленогорске. "Оставшиеся в живых" магазины в Петербурге принадлежат нескольким индивидуальным предпринимателям.
По данным системы "СПАРК", лицензией на товарный знак Salamander обладают ряд местных компаний, почти все они раньше принадлежали Любови Боченинской. Согласно СПАРК, эти компании безубыточны, тогда как федеральная розничная сеть "Саламандер в России", сохраняя на прежнем уровне выручку (1,2 млрд рублей в прошлом году), наращивает убытки (336,7 млн рублей в 2018 году против 44 млн в 2017–м).
Торговые центры стали выгоднее
Аналитики связывают сокращение сети с общим падением продаж в уличной рознице.
По мнению руководителя департамента услуг для ретейлеров Colliers International Владимира Каличавы, ситуация для стрит–ретейла складывается сейчас не лучшим образом. "Salamander занимала дорогие помещения в центре, которые сегодня не по карману многим магазинам обуви", — комментирует он. Также эксперт отмечает, что за последние годы конкуренция на этом рынке усилилась и позиции бренда ослабли.
Коммерческий директор Ralf Ringer Игорь Камельков считает, что у Salamander слабая дистрибуция. "Поэтому мы даже не включаем этот бренд в список конкурентов при заказе исследований рынка. Обращаем внимание только на игроков со схожей дистрибуцией и сравнимым объемом продаж. К тому же, насколько мне известно, в магазинах под вывеской Salamander представлены и другие торговые марки. Поэтому об узнаваемости, лояльности и прочих параметрах говорить сложно. Бренд Salamander стал все больше ассоциироваться с косметикой для ухода за обувью", — говорит топ–менеджер Ralf Ringer.
"Многие объекты стрит–ретейла сегодня находятся под серьезным ударом, потому что проигрывают по рентабельности точкам, расположенным в торговых центрах", — отмечает генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков. По его словам, закрывшиеся в регионе магазины Salamander — одни из долгожителей, другие сети стали закрывать точки в стрит–ретейле еще раньше.
Директор по развитию группы компаний Renta Марина Пузанова предполагает, что закрытие торговой точки на Невском проспекте, вероятно, стало следствием оптимизации расходов со стороны партнера Salamander. "Позволить себе аренду помещения под магазин одежды или обуви в центре могут только крупные сети. Часто такие флагманские магазины являются для них имиджевыми и дотируются. Для некрупных операторов это непозволительная роскошь", — добавляет Марина Пузанова.
При этом большинство экспертов считает, что совсем покидать петербургский рынок Salamander не собирается. В Национальном обувном союзе говорят, что в сокращении числа магазинов ничего удивительного нет, особенно в нынешних условиях снижения потребительского спроса и активности. "Своих позиций на рынке Salamander не сдает. Это крупная известная компания с длинной историей, которая работает стабильно уже много лет", — подчеркивают в пресс–службе союза.
Интернет и Китай убивают розницу
Доля обувной сети Salamander на российском рынке составляет 0,2%. Среди лидеров по объему выручки — Kari, Zenden, Ecco и "Спортмастер".
Представители отрасли отмечают, что продажи в розницу падают по всей стране.
Основатель Zenden Андрей Павлов связывает это с увеличением онлайн–продаж. "Lamoda, WildBerries, небольшие интернет–магазины набирают обороты, растет доля и трансграничной торговли. Предпринимателям на обувном рынке необходимо перестраивать свой бизнес, использовать все каналы сбыта", — считает Андрей Павлов.
Директор фирменных магазинов "Детский скороход" Мария Хазанович отмечает, что объемы продаж у магазинов качественной обуви существенно сокращаются из–за того, что покупатели все чаще выбирают дешевую китайскую продукцию.
"Спрос на товары "Мира обуви", "Мира смешных цен" только растет, и закрытие брендовых магазинов перестает удивлять, так как качественная обувь пользуется все меньшим спросом", — заключает Мария Хазанович.
В СоюзЛегПроме отмечают, что востребованность дешевой продукции связана с низкой платежеспособностью населения. Директор союза Игорь Ульянов говорит, что на российском обувном рынке объем фальсификата достигает 40%, а то и 50%. "Очевидно, что сфальсифицированная продукция ограничивает реализацию подлинных изделий, и это касается не только бренда Salamander", — замечает он.