Google начнет открывать банковские счета для пользователей в своей экосистеме при участии банков-партнеров. Поисковик выбрал путь технического посредника между пользователем и банком и не намерен идти по пути WeChat. Компания успешно начала продвижение финансовых услуг в Индии, где Google Pay стал популярным кошельком, и вполне может повторить этот успех в России, считают аналитики.
Google в 2020 году планирует запустить в своей экосистеме сервисов проект с кодовым названием Cache ("Тайник"), с которым IT-корпорация выйдет на рынок банковских услуг. Как заявили в компании, открываемые расчетные счета будут маркироваться брендами банков, с которыми сотрудничает корпорация, а не ее собственным. Таким образом, Google предлагает себя в роли посредника между пользователями и банками, а не супераппа по аналогии с WeChat.
Корпорации Кремниевой долины рассматривают внедрение своих финансовых сервисов как способ стать еще ближе к клиентам и получить доступ к ценным пользовательским данным. Ранее в 2019 году Apple совместно с банком Goldman Sachs представила собственную кредитную карту, Amazon ведет переговоры с J.P. Morgan, собираясь предоставить своим клиентам возможность открытия расчетного счета, а Марк Цукерберг представил платежную систему Facebook Pay и готовится к запуску блокчейн-платформы с криптовалютой Libra.
В России потенциальным соперником Google станут экосистемы Сбербанка, "Яндекса", Mail.ru Group с многомиллионной лояльной аудиторией. Сейчас российские банки предлагают оформить карту в мобильном приложении, привязать ее к Apple Pay или Google Pay и начать использовать. Google, соответственно, должна будет убедить пользователя перенести свои активы именно в банк, который является партнером американской корпорации. Если IT-гигант сможет предложить простой и удобный инструмент, который станет востребован повсеместно, "Тайник" появится на каждом смартфоне с Android, или у 2,5 млрд пользователей этой ОС. Впрочем, колоссальная аудитория Google не стала залогом успеха для соцсети и мессенджеров поисковика.
Стабильный путь
Партнерами Google в проекте Cache на старте станут Citigroup Inc. и кредитный кооператив Стэнфордского университета, который окончили основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. Банк и кооператив займутся обслуживанием банковских счетов. Счет Google не будет отличаться от стандартного счета Сitibank. Доступ клиентов к счетам будет предоставляться через Google Pay.
Google отводит ведущую роль финансовым партнерам — на их плечи ляжет обеспечение необходимой инфраструктуры и комплаенса, заявил в интервью The Wall Street Journal глава направления платежных сервисов Google Цезарь Сенгупта. По его словам, в будущем участниками проекта могут стать и другие банки. Открываемые расчетные счета будут маркироваться брендами банков, с которыми сотрудничает корпорация, а не ее собственным.
"Наш подход предполагает глубокое партнерство с банками и финансовой системой. Возможно, это более длинный путь, но и более устойчивый", — пояснил он. Сенгупта добавил, что цель компании — помочь большему числу людей совершать больше операций онлайн: "Это будет хорошо и для интернета, и для нас".
По словам топ-менеджера, Google хочет предоставлять услуги, которые будут включать различные программы лояльности, но при этом компания не собирается продавать данные пользователей, которые будут открывать банковские счета. Он добавил, что пока еще не решено, будет ли взиматься плата за банковские счета. Сенгупта пояснил, что иногда банки взимают комиссию с клиентов, которые имеют мало денег на счету или нечасто используют свои дебетовые карты.
Как уточнили Reuters в компании, депозиты хранятся в учетной записи, управляемой банком-партнером и защищенной Федеральной корпорацией страхования депозитов США (FDIC), а также Национальной администрацией кредитного союза США (NCUA). Если банк не передает данные потребителей в Google, то у финансовых регуляторов не возникнет претензий.
Big data и экспансия
По оценкам Juniper Research, число пользователей Google Pay по всему миру достигнет 100 млн в 2020 году по сравнению с 39 млн в 2018 году. Для сравнения: число пользователей Apple Pay в 2018 году составило порядка 140 млн, китайской Alipay — свыше 1 млрд. Потенциальной аудиторией платежной системы Facebook Pay могут стать более 2,5 млрд пользователей этой экосистемы. Примерно столько же активных пользователей ОС Android, говорили в мае на конференции Google I/O.
Согласно опросу McKinsey & Co., 58% респондентов ответили, что готовы доверять финансовым продуктам Google. Этот показатель оказался лучше, чем в случае с Apple и Facebook, но хуже, чем в случае с Amazon. Однако корпорации Джеффа Безоса еще только предстоит занять свою уникальную нишу на этом рынке.
Наибольший успех Google в сфере финансовых услуг был достигнут в Индии, где ежемесячно более 67 млн клиентов пользуются Google Pay для цифровой оплаты продуктов питания, поездок в Uber и других транзакций, отмечает Reuters. Цезарь Сенгупта руководил индийской службой, ранее известной как Tez, в качестве главы команды разработчиков Google для развивающихся рынков. В прошлом году CEO Google Сундар Пичаи планировал создать индийское приложение и объединить его в более широкую платежную организацию Google.
Бывшие сотрудники Google Pay в комментарии агентству отметили, что корпорация сталкивается с огромной проблемой, привлекая пользователей в США и странах, где широко распространены сервисы конкурентов на финансовом рынке. Стимулами для привлечения новых потребителей на рынках развитых стран могут стать высокие процентные ставки по депозитам или масштабные льготы в рамках программ лояльности, отметили источники.
Google заявила, что провела первоначальные переговоры с финансовыми регуляторами. Как заявил телеканалу CNBC куратор банковской деятельности в конгрессе, сенатор Марк Уорнер, он обеспокоен подобными инициативами, будь то Libra или предложение Google, "когда технологические платформы-гиганты выходят в новую сферу до того, как там появляются какие-либо регуляторные нормы". "Потому что, как только они туда войдут, вывести их оттуда станет практически невозможно", — считает он.
Для Google накопление данных, связанных с проверкой счетов и финансовых продуктов, является еще одним шагом в стремлении собрать информацию обо всех аспектах жизни потребителей, заявил Bloomberg Брайс Ван Дивер, партнер Capco, консультант банков и платежных компаний. Google, напомнил аналитик, уже располагает big data о поисковом поведении потребителей со своего флагманского сайта, а также о партнерских отношениях с крупнейшими системами здравоохранения США для анализа данных о состоянии здоровья потребителей. "Вероятно, запуск нового сервиса больше касается Google Pay и того, как они планируют в будущем получить доступ ко всем финансовым продуктам, а не только к кредитным картам", — предположил Ван Дивер.
Агрегатор и насмешки
Аналитики и участники рынков в России приветствуют анонс банковского сервиса Google, отмечая при этом, что американской корпорации придется выдержать серьезную конкуренцию с местными игроками. В России технологии и доступность финансовых сервисов уже на достаточно высоком уровне, но и регулирование непростое, отмечают в "Яндексе". К тому же существующие игроки уже создают свои экосистемы, вмещающие и лайфстайл-функции, и финансовые. "Например, так делают некоторые банки, и "Яндекс.Деньги" развиваются в таком же направлении. Но мы давно сотрудничаем с Google Pay — карты "Яндекс.Денег" можно привязать к этому платежному сервису. И мы готовы продолжать сотрудничество в разных форматах", — заявили в пресс-службе "Яндекс.Денег".
Анонс сервиса для пользователей весьма значим, Google продолжает дело Apple в проникновении технологических гигантов на рынки банковских сервисов, уверены в "Техносерве". В компании подчеркивают, что проект Cache — это заявка как на удобный банковский инструмент, так и на получение дополнительных финансовых данных пользователей.
"На мой взгляд, перспективы запуска позитивные. Отечественные игроки финансового рынка пока не готовы претендовать на роль агрегатора. И хотя финансовые регуляторы следуют политике минимизации присутствия внешних игроков, мы активно используем Apple Pay, который также является агрегатором финансовых сервисов", — напоминает Алексей Чернышев, начальник управления блока по работе с финансовыми организациями и ключевыми клиентами "Техносерва".
Анна Бодрова, старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари", также указывает на потенциал инструментов Google на финансовом рынке. "Люди консервативны по своей сути, доверяют бренду, которым давно пользуются, поэтому его узнаваемость может сыграть положительную роль в продвижении финансовых услуг", — считает она.
По мнению аналитика, для Google нет никакой необходимости выявлять персональные финансовые данные пользователей: пользователи все расскажут сами, если решат попробовать финансовое предложение. "Доступность финансовых услуг тут будет, пожалуй, основным аргументом, и это сильная сторона проекта", — подчеркивает Бодрова.
С другой стороны, добавляет эксперт, Google совершенно точно столкнется с высоким уровнем конкуренции, пусть и не напрямую. Рынок финансовых услуг плотный, насыщенный и рано или поздно придется привлекать потребителя не только брендом и репутацией, но и чем-то принципиально новым и прогрессивным, отмечают в "Альпари".
Российский рынок не является для Google целевым, он не приносит компании огромную прибыль в связи с особенностями поведения пользователей и регуляторов, а также конкуренцией с локальными интернет-компаниями, напоминает Петр Филатов, коммерческий директор компании Oberon. "На мой взгляд, решение о возможности запуска Cache в регионе EMEA будет приниматься только в случае успеха сервиса в США и Европе. Более того, такая локализация может быть экономически нецелесообразной в связи с дополнительными доработками для исполнения российского законодательства — требований по хранению персданных россиян на территории страны и "пакета Яровой", - считает топ-менеджер Oberon.
Александр Дворянский, директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline Company, считает, что в итоге у Google должен получиться нишевый продукт, такой, как PayPal, так как сервис в первую очередь будет удобен и ориентирован на непосредственно самих пользователей Google. Если раньше сервис Google Pay был достаточно ограничен в функционале, то теперь пользователи получат полноценный финансовый инструмент, значительно расширяющий платежные возможности, считает Дворянский. По его мнению, в России основную конкуренцию сервису Cache составят "Яндекс. Деньги" и PayPal.
Вадим Меркулов, директор аналитического департамента ИК "Фридом Финанс" более скептичен в своих прогнозах. По его мнению, ведущие банки (Bank of America, Wells Fargo, JP Morgan Chase и др.) подтянутся за IT-компаниями в создании финансовой экосистемы вокруг пользователя. Однако это будет ближе к концу 2020 года, начало 2021 года. В итоге крупные банки смогут адаптироваться до того, как технологические гиганты наберут критическую массу.
"В России это не вызовет никакой реакции кроме насмешек от лидеров рынка. Сейчас российский банковский сегмент один из самых развитых в мире и может дать фору любым банкам в мире, включая продвинутые страны, как США, Япония, Сингапур, Великобритания, Швейцария", - подчеркивает аналитик "Фридом Финанс"
С этим мнением согласна и генеральный директор агентства PR Partner Инна Анисимова. "Перспективы у такого проекта огромные, но боюсь, у нас не будет шанса испытать их на себе. Очень возможно, что компания подвергнется блокировке, как LinkedIn. Есть большая вероятность того, что Google используют весь объем личной информации пользователей для того, чтобы реализовывать маркетинговые инициативы. Поэтому наши регуляторы могут их не пропустить", - предположила топ-менеджер.