Застройщик ПИК начал продавать квартиры с "Алисой"-домоуправительницей, комплектом умного дома от "Яндекса" и Rubetek. "Яндекс" таким образом продолжает экспансию своей экосистемы на рынке интернета вещей, а застройщик получает рекламу с участием IT-гиганта. В Петербурге застройщики не видели предложений поисковика, на местном рынке умные дома пока остаются синонимом комфорткласса.
"Яндекс" и ПИК объявили о начале продаж "ПИК.Смарт" — предложения умного дома с "Яндекс.Станцией" под управлением ассистента "Алиса" и устройствами Rubetek. В базовый пакет стоимостью 29 990 рублей включены системы безопасности, управление освещением, видеоконтроль и другие функции. ПИК и Rubitek уверены, что подобные системы станут "стандартом отрасли уже в ближайшем будущем". В "Яндексе" надеются, что партнерство позволит расширить канал продаж умных колонок. Застройщики Петербурга пока с поисковиком не работают, но отмечают все большее число таких инициатив в масс-маркете. Пока на петербургском рынке недвижимости умный дом остается символом комфорткласса, но девелоперы видят предпосылки к изменению ситуации.
Квартирная "Алиса"
Систему "ПИК.Смарт" можно будет купить как тем, кто только приобретает новую квартиру, так и тем, кто уже получил ключи. Как уточняет застройщик, система будет доступна клиентам компании "ПИК", в квартирах которой сейчас живет более 300 тыс. семей. Умный дом работает через "Яндекс.Станцию" и приложение Rubetek на смартфоне.
С помощью "Алисы" покупатели смогут управлять лампочками, розетками, а также климатом на кондиционере и телевизором через умный пульт "Яндекса". С помощью приложения Rubetek на смартфоне можно контролировать открытие дверей, расход электроэнергии и протечки труб, а также наблюдать за происходящим в квартире с экрана смартфона через систему видеонаблюдения. Установка системы займет 1 день, а ее ежемесячное обслуживание будет бесплатным, уточнили в "Яндексе".
Базовый комплект "ПИК.Смарт" стоит почти 30 тыс. рублей, дополнительные опции от застройщика предлагаются в ценовом диапазоне от 14 490 до 40 590 рублей. Кроме того, Rubetek предлагает расширить функционал по льготной цене для клиентов ПИК. За минимальную цену обладатель квартиры в новостройке получит "Яндекс.Станцию" с "Алисой", датчики открытия дверей, датчики протечки воды, настраиваемые Wi-Fi-лампочки, домашнюю камеру видеонаблюдения, умную Wi-Fi-розетку с контролем расхода электроэнергии. В компании заверили, что настройка, техническая поддержка и гарантия уже включены в стоимость.
"Запуская собственную систему умного дома совместно с "Яндекс" и Rubetek, мы переходим от цифровизации сервиса к цифровизации продукта. Системы, подобные "ПИК.Смарт", должны стать стандартом отрасли уже в ближайшем будущем", — отметила Людмила Матвеева, директор по маркетингу ПИК. "ПИК.Смарт" окажет существенное влияние на развитие всего рынка систем умного дома в строительной отрасли и в конечном итоге создаст совершенно новый уровень качества жизни для жителей современного мегаполиса", — уверен основатель Rubetek Антон Мальцев.
"Мы видим тенденцию"
В Петербурге опрошенные "ДП" крупные застройщики предложений от "Яндекса" по сотрудничеству пока не получали. Как отмечают участники рынка, технологии умного дома применяются не более чем в 5–7% жилых комплексов Петербурга, преимущественно в бизнес- и премиум-классе. Но и в массовом сегменте многие компании начинают использовать некоторые элементы этой технологии (например, умные домофоны), она постепенно набирает популярность у девелоперов.
"Обязательными элементами умного дома уже сейчас становятся процессы, связанные с управлением и контролем доступа в подъезд, и все, что касается полной автоматизации и исключения человеческого фактора, в том числе контроль расхода ресурсов (горячей и холодной воды и прочее)", — поясняют в Setl Group.
Системы умного дома постепенно приходят в масс-маркет из проектов класса бизнес и выше, появляются коробочные и индивидуальные версии систем для широкого круга пользователей, подтверждает Ян Свояволя, директор по маркетингу "Главстрой Санкт-Петербург". "Мы видим эту тенденцию и фиксируем запросы покупателей, поэтому предусматриваем технологии умного дома в новом, 21-м квартале ЖК "Северная долина", — отмечает застройщик.
По его словам, важно не просто оборудовать отдельно взятую квартиру, а создать экосистему в масштабах всего жилого комплекса. Например, системы телеметрии позволяют контролировать расходы ресурсов и автоматически отправлять данные в управляющую компанию, что экономит время. С помощью смартфона, компьютера можно открывать видеодомофон или калитку в закрытый двор для гостей. Благодаря доступу к камерам видеонаблюдения можно видеть, как ребенок играет во дворе. "Дальнейшее развитие технологий позволит предлагать потребителям новое и все более доступное оснащение", — уверен Свояволя.
Setl Group уже оснащает свои новые проекты высокого комфорткласса автоматизированной системой контроля потребления ресурсов "Дом.онлайн". Система будет работать в таких проектах, как "Облака на Лесной", "Философия на Московской", "ArtLine в Приморском", "Стрижи в Невском", "Статус у Парка Победы", "Эмеральд на Малой Неве", "Панорама парк Сосновка". В ЛСР умные дома тоже пока особенность комфорткласса, например, ЖК "Новая Охта". В числе подобных умных комплексов на рынке можно назвать "LEGENDA на Оптиков", Ultra City от компании RBI, ЖК "Две Эпохи", жилой квартал Magnifik, ЖК Ariosto и "Энфилд" от "Арсенал-Недвижимость", в рамках программы "Умный город" технологии SmartHome реализованы в малоэтажном жилом комплексе "Прибрежный Квартал" в поселке Лисий Нос.
По данным исследовательской компании Discovery Research Group, 47% потенциальных покупателей жилья в России интересуются технологиями умного жилья, а 32% согласны за них доплачивать. Эксперты консалтинговой компании J’son & Partners Consulting оценивают рынок умных домов в России в 7–10 млрд рублей, по их прогнозам, в течение ближайших 5 лет число домохозяйств, использующих эту технологию, в России вырастет до 2,8 млн. При этом многие эксперты отмечают, что спрос на умные дома в нашей стране с каждым годом значительно растет, но в основном в секторе коммерческой недвижимости, а не жилой.
Если говорить об Интернете вещей в целом, то, по данным аналитической компании GfK, в 2018 году россияне приобрели 1,2 млн умных устройств — на треть больше, чем годом ранее. Однако в большинстве своем (около 70%) это была техника — холодильники, стиральные машины и т. д. В 2019 году техноретейлеры зафиксировали значительный рост спроса на гаджеты для умного дома. Причем наибольшим интересом подобная техника пользуется в СЗФО: покупатели приобретают технику для охраны дома и умные приборы — розетки, датчики и выключатели света. Все опрошенные "ДП" ретейлеры отметили рост спроса в несколько раз. Эксперты связывают это явление со все большим проникновением технологий в жизнь человека.
Попасть в прогноз
Если для покупателей квартир в новостройках комплекты умных домов по типу "ПИК.Смарт" видятся популярным решением умного дома в масс-маркете, доступном прежде только на рынке комфорткласса и выше, то для "Яндекса" продажи смарт-динамиков с "Алисой" в комплектах умных домов могут стать еще одним перспективным направлением для развития экосистемы и монетизации сервисов. "Алиса" — ключевое звено в развитии IoT-сегмента поисковика, однако гаджеты с ассистентом за несколько лет не стали прибыльным направлением бизнеса. Ситуация может измениться в 2019 году: по прогнозам Deloitte, в мире сегмент умных колонок покажет рекордный рост продаж в истории любых устройств, подключенных к интернету. Как отмечали в Just AI, на рынке уже 150 млн устройств, к концу года будет 250 млн, а через 2–3 года — 1 млрд.
"Яндекс" представил первого разработанного в России голосового помощника в мае 2017 года. Через год в "Яндексе" заявили, что "Алиса" установлена на 53% смартфонов в России и доступна в навигаторах более чем 20 млн автомобилей. Примечательно, что в мае 2019 года "Яндекс" договорился о заводской установке своей системы на 2 млн автомобилей Lada, Renault и Nissan до 2024 года. Таким образом, самым продаваемым гаджетом с предустановленной "Алисой" может стать бортовой компьютер "Яндекс.Авто".
В мае 2018 года "Яндекс" презентовал свой первый гаджет — умную колонку "Яндекс.Станция" с "Алисой". Летом того же года стало известно о планах выйти на рынок умного дома. Старт продаж "Яндекс.Станции" состоялся 10 июля 2018 года, к декабрю 2018 года компания поставила около 40 тыс. устройств, оценивала Canalys. По итогам года "Яндекс" занял только 14,3% рынка умных колонок в Центральной и Восточной Европе, всего в этот регион было отгружено 280 тыс. умных колонок. Лидером рынка стала Echo от Amazon с 80,3% рынка.
В конце прошлого года поисковик выставил на продажу свой "Яндекс.Телефон". Однако гаджет продавался хуже колонок: за неполный год покупатели активировали 18 тыс. устройств. Причем 10 тыс. смартфонов продали в августе — сентябре, после падения цены вдвое, до 7 тыс. рублей. В августе 2019 года в Canalys сообщали, что за первое полугодие "Яндекс" значительно увеличил продажи колонок, поставив около 60 тыс. "Яндекс.Станций". Сама компания не детализирует данные по продажам устройств. Из отчета за III квартал следует, что "Яндекс" заработал на гаджетах порядка 278 млн рублей, направление внесло отрицательный вклад в EBITDA в 202 млн рублей. Изменит ли ситуацию старт продаж "Станции.Мини" в октябре и выход на рынок комплектов для умного дома в масс-маркете — покажет "новогодний" IV квартал.