Телеком–холдинг "ЭР–Телеком" не оставляет попыток выйти на рынок столичного региона и обрести статус федерального оператора.
Совет директоров АО "ЭР–Телеком Холдинг" (ЭРТХ) одобрил участие общества в московском ООО "Айхоум" (торговая марка iHome), которое предоставляет услуги связи корпоративным клиентам и телеком–операторам.
Московский телеком–рынок — самый крупный (330 млрд рублей) и самый конкурентный в России. Топ–менеджеры "ЭР–Телекома" неоднократно заявляли о желании "поучаствовать в переделе рынка Москвы".
Первую попытку выйти на вожделенные просторы ЭРТХ предпринял еще в 2013–м, получив разрешение антимонопольщиков на приобретение столичного оператора фиксированной связи "Акадо". Тогда сделка оценивалась примерно в $650 млн. Но сорвалась, позднее акционеры "Акадо" скажут, что сами отказались от продажи компании.
Де–юре ЭРТХ работает на столичном рынке аж с 2014 года, когда в Москве открылся филиал телеком–компании. Оператор не стал строить собственную сеть в Первопрестольной (слишком долго и дорого), а пытался использовать для подключения клиентов арендованную инфраструктуру. Такая стратегия оказалась бесплодной. В прошлом году "ЭР–Телеком" еще раз "открыл" представительство в Москве — примерно с тем же результатом.
В конце 2015–го ЭРТХ приобрел оператора беспроводного доступа "Энфорта", который предоставлял услуги в том числе в Белокаменной. Сделка, впрочем, не позволила холдингу получить видимую долю московского рынка.
Летом 2019–го в который раз было заявлено, что среди первоочередных задач общества — "купить кого только можно в Москве, Московской агломерации и Московской области". И теперь ЭРТХ действительно близок к тому, чтобы закрепиться в столице.
Группа намерена поглотить телеком–компанию "Айхоум", построившую в Москве и Подмосковье оптическую сеть протяженностью более 1000 км. Оператор также владеет пиринговой сетью W–ix, имеющей точки присутствия в 30 городах России, Европы и США.
Годовой оборот "Айхоум" — около 900 млн рублей, учредители — два физлица. Похоже, они сами сильно заинтересованы в продаже общества: в начале года Интерфакс опубликовал отчет, в котором назвал "Айхоум" в числе наиболее вероятных российских эмитентов облигационных займов.
Сделка в целом соответствует стратегии ЭРТХ по расширению присутствия в двух важных сегментах рынка — корпоративном и межоператорском.
Последний особенно интересен для "ЭР–Телекома" — как плацдарм для следующих покупок, — например, в секторе услуг ШПД для физлиц. Но, конечно, к переделу московского рынка, о котором грезят управленцы ЭРТХ, сделка не приведет: у поглощаемого актива не тот масштаб бизнеса. Любопытно, что конкуренты (в первую очередь "Ростелеком") не стали соперничать с ЭРТХ за "Айхоум". Возможно, это связано с завышенной стоимостью телеком–оператора.