Железнодорожники хотят закупить на эти деньги локомотивы, почтовики — модернизировать свои отделения. Минфин в ответ на их запросы пока что держит паузу.
Точная сумма, о которой идет речь, — 39,8 млрд рублей. Находятся они на специальном субординированном депозите ВТБ. И являются остатком от 100 млрд, выделенных еще в 2014 году как раз для РЖД. Сейчас Фонд национального благосостояния закрыт, и деньги из него тратить нельзя до тех пор, пока объем средств не дорастет до 7% ВВП. Пять лет назад таких строгих ограничений не существовало. Деньги периодически выделялись на поддержку разных проектов (например, строительство завода по производству сжиженного газа или модернизация Транссиба). 100 млрд сначала отправились на счета ВТБ в качестве поддержки его капитальной базы, а затем большая часть была размещена в облигациях ОАО "РЖД". Предполагалось, что остаток вскоре будет использован таким же образом.
Шли годы. Руководители естественной монополии не торопили события и даже высказывали мнение, что средства ФНБ слишком сложно использовать из–за бюрократических процедур и отчетности, так что, возможно, локомотивы удобнее покупать при помощи коммерческих кредитов. Однако стоило "Почте России" проявить интерес к зависшим деньгам, как РЖД моментально отреагировали, подтвердив свои амбиции. Их можно понять. Отсутствие бюрократии — это, конечно, хорошо, но 40 млрд — это 40 млрд.
Интересно, что "Почта России" последний раз получала поддержку из государственного бюджета в том же самом 2014 году — чуть больше 3 млрд рублей. С тех пор предприятие, над которым в народе принято задорно шутить, изрядно улучшило свою работу. Посылки стали ходить быстрее, пропадать реже, а с 2015 года в финансовой отчетности появилась долгожданная чистая прибыль (по итогам 2018 года — более 2,5 млрд рублей). Однако, как выяснилось, существовать и развиваться дальше без бюджетных денег компания все же не готова. В августе стало известно, что "Почта России" хотела бы до 2027 года получить из казны 85 млрд рублей. На эти средства планируется превратить обычные отделения в "центры притяжения", где будут не только выдавать или принимать посылки, но также продавать лекарства и даже алкоголь. Перспектива, честно говоря, скорее пугающая, чем притягательная.
Фонд национального благосостояния России иногда сравнивают с Государственным пенсионным фондом Норвегии. По большому счету это сходство ограничивается тем, что оба формируются за счет доходов от торговли нефтью. Размеры норвежского фонда уже давно превысили триллион долларов и составляют более 200% ВВП. При этом на текущие проекты деньги из него выделяют крайне неохотно. Зато инвестируют регулярно и с завидной эффективностью. Сможет ли когда–нибудь российский ФНБ стать действительно похожим на своего норвежского "коллегу"? Вот вопрос, который гораздо интереснее того, кому в итоге достанутся эти 40 млрд.