Перекос со сверхусилиями. О регулировании валютного курса

 

Читая такое, так и хочется съязвить, вольно перефразируя Булгакова: мол, некоторые законодатели в комитетах дают ЦБ, то есть группе людей с профильным университетским образованием и с огромным практическим опытом, "советы космического масштаба и космической же..." Вы знаете чего.
Задавая и озвучивая публично некий коридор, даже самые подкованные теоретики от финансов не только рискуют неизбежно ошибаться с определением "справедливых" и действительно выгодных для экономики границ, которые они решают в дальнейшем защищать от атак, но, увы, они еще и невольно спровоцируют авангард рынка на эти самые границы ориентироваться и при первом же удобном случае наступать, активно покушаться на края коридора, проверяя их на прочность. В результате валютный курс весьма существенно и надолго может смещаться далеко от более–менее равновесного "срединного" и рыночного состояния, которое только–только успело прочно устаканиться в последний год под влиянием естественных факторов спроса–предложения. После чего ЦБ еще и нужно будет усердно "палить" государственные резервы, чтобы курс за эти "священные" границы не вышел.
Конечно, удержать рубль в узде в условном 2020 году будет легче и дешевле, чем в уже прославившемся дешевой нефтью и санкциями 2014–м, но, с другой стороны, нет никакого смысла искусственно и с усилиями держать то, что само неплохо держится, приобретя неплохой иммунитет к внешним раздражителям. Но если бы сверхусилий и не требовалось, то сама идея перекошенного и с приличной амплитудой качающегося курса, который бы условно позволял промышленности весной при дешевом долларе выгоднее закупать иностранное оборудование, а осенью при дешевом рубле давал бы конкурентные преимущества экспортерам, — все это просто отражает благое пожелание промышленного лобби жить в максимально тепличных условиях. Какая уж тут польза, кроме той, чтобы быстренько за 3–5 лет немножко побольше бабла срубить?
Ограничивать же принудительно движения спекулятивного капитала значит сделать все, чтобы этот капитал сбежал от нас заранее, не дожидаясь неблагоприятных условий и ненужных финансистам проблем в будущем. Что неизбежно и практически на пустом месте вызовет сразу и в настоящем проблемы, которых иначе просто не возникло бы вовсе. Упомянутые депутатами из комитета по экономической политике протекционизм, торговые споры, риски замедления мировой экономики заставляют ведущие мировые центробанки держать предельно низкие ставки, что именно сейчас и на ближайшие годы дает выгоды притока капитала именно России с ее намного более высокими процентными ставками. И не воспользоваться этим, не брать взаймы деньги на развитие, когда их сами кредиторы нам несут на блюдечке, а накладывать вместо этого на себя самих финансовую аскезу, и без того находясь под санкциями, которые ограничивают поступление в страну длинных денег, — непростительная глупость.
Малейшая попытка ввести любую форму жесткого валютного контроля даст почти мгновенный отток капитала и ослабление рубля с неизбежной атакой спекулянтов для начала на уровень 70 рублей за доллар, а если его удержать сил не хватит, то и на более высокие уровни.
Петр Пушкарев, шеф–аналитик ГК TeleTrade