В Петербурге гостит большая частная коллекция фотопортретов Моисея Наппельбаума. В KGallery ее привезли из Минска — города, где известный фотограф начинал карьеру. Именно в Минске сформировалась авторская манера, по которой мы безошибочно узнаем снимки Наппельбаума. Он много путешествовал: побывал в Варшаве, Вильнюсе и даже совершил вояж через Атлантику. Нью–Йорк, Питтсбург и Филадельфию он тоже знал не понаслышке. Наппельбаум разбирался в современной европейской и американской фотографии, чем могли похвастаться не многие его соотечественники. Вернувшись в Россию, он переехал в Петербург и открыл ателье на Невском — в доме напротив Троицкой (ныне улицы Рубинштейна). В столице он сотрудничал с журналом "Солнце России", едва ли не главным иллюстрированным периодическим изданием в стране. В Москве у Наппельбаума был фотосалон на углу Петровки и Кузнецкого Моста — ни больше ни меньше.
На момент, когда к власти приходят большевики, Наппельбаум — известный дорогой фотограф. Первые годы, последовавшие за революцией, принесли ему удачу. Новая политическая элита охотно позировала перед его объективом. Наппельбауму принадлежит один из самых выразительных и тонких портретов Ленина: вождь мирового пролетариата буравит нас пронизывающим, звериным взглядом. Наппельбаум снимал Феликса Дзержинского, Вацлава Воровского, Якова Свердлова, Анатолия Луначарского и других большевистских лидеров. Государство спонсировало его мастерскую. Впрочем, конечно, не только портретами коммунистов известен этот фотограф, пострадавший от большевиков в 1930–е. Ахматова, Есенин, Пастернак, Булгаков и многие другие русские писатели, художники и театральные деятели были запечатлены его объективом. В его ателье на Невском был литературный салон. Одно время тут часто бывал Николай Гумилев со свитой учеников и поклонников. Две дочери фотографа — Лилия и Ида — были поэтессами. Именно Наппельбаум выполнил групповой портрет мэтров формализма и их подопечных — историков литературы и писателей, которым предстояло сыграть важную роль в интеллектуальной истории прошлого столетия. Выставка запоминается: это занимательное путешествие в начало прошлого века.
Станислав Савицкий, арт–критик