— Наемный руководитель компании уволился, а общее собрание не смогло избрать нового. Какое должностное лицо может привлекаться к ответственности за несдачу отчетности и иные правонарушения?
Антон Марткочаков, партнер юридической фирмы Enforce Law Company:
В случае расторжения трудового договора генеральный директор перестает быть сотрудником компании. Но если участники не могут собраться для избрания нового руководителя или договориться о его кандидатуре, в ЕГРЮЛ в качестве единоличного исполнительного органа формально фигурирует прежний руководитель, уже не являющийся работником общества. В этом случае третьи лица, в том числе контролирующие органы, могут по–прежнему воспринимать его как главу организации.
Вместе с тем ответственность за несдачу обязательной отчетности и другие нарушения всегда будет лежать на лице, которое фактически выполняло функции руководителя компании в момент правонарушения. Поэтому покинувший организацию начальник уже не может привлекаться к ответственности за несвоевременное исполнение юрлицом предписанных законом обязанностей, даже если сведения о нем остаются в ЕГРЮЛ.
Для предупреждения споров уволившемуся директору целесообразно направить уведомление в соответствующий налоговый орган. Форма такого обращения законом не предусмотрена, поэтому можно подать просто заявление в свободной форме о прекращении исполнения функций руководителя конкретной организации.
— Вправе ли компания записывать разговоры сотрудников по служебным телефонам и контролировать переписку по корпоративной электронной почте?
Анна Баранова, юрист консалтинговой группы G3:
С одной стороны, запись работодателем телефонных разговоров сотрудников и контроль переписки по корпоративной электронной почте нарушают положения Конституции России о тайне переписки и может признаваться преступлением.
С другой — при приеме на работу компания вправе предложить кандидату заключить специальное соглашение, делегирующее работодателю право читать почту и прослушивать служебные телефоны. В таком случае мониторинг будет законным, так как работник знает о контроле. И соответственно, он вправе выбирать, пользоваться ему служебной связью или нет, а также передавать ли с ее помощью личную информацию.
Тем самым контроль обязательно должен быть открытым и с уведомлением сотрудника. В случае, когда подчиненный не был предупрежден о мониторинге его переговоров и переписки, сбор информации является нарушением права на неприкосновенность частной жизни.
В то же время следует учитывать, что в разговоре и переписке всегда участвуют как минимум два человека и собеседник сотрудника также имеет право на неприкосновенность частной жизни.
— Как оценивать для бухучета созданный компанией программный продукт?
Ксения Третьякова, генеральный директор Value ARKA Consulting
В момент первичного принятия программного продукта он учитывается по сумме фактических затрат на его создание. Если же такой актив выявлен в рамках инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности, то его рыночную стоимость вправе определять только привлекаемый оценщик.
В целом используется три способа расчета — доходный, затратный и сравнительный. Если программный продукт уже коммерчески успешен, то оценщик будет анализировать его через денежные потоки, которые он способен генерировать в будущем. Например, строить прогноз объема продаж лицензий, выручки от рекламы (если речь идет о мобильном приложении и т. д.), очищать от затрат и чистый доход конвертировать в стоимость.
Затратный подход применим, когда софт еще не коммерциализируется и на момент оценки прогноз получения каких–либо доходов "писан вилами по воде". Тогда цена продукта предполагается, ориентируясь на стоимость аналогичных работ: написания программного кода такого же объема и качества. Если это простейший программный код, то в ряде случаев подойдут и запросы к фрилансерам.
Сравнительные методы редко доступны ввиду закрытости данных о сделках с программными продуктами. Однако даже незначительный объем аналитики помогает построить периметр оценки, внутри которого будет находиться результат.
Если же предприятие уже имеет на балансе программные нематериальные активы и стоит вопрос привлечения инвесторов, демонстрации реальной стоимости бизнеса, то для докапитализации можно воспользоваться операцией переоценки. Это допустимо делать не чаще одного раза в год с помощью оценщиков.