Отзыв в обмен. Удалось ли "Яндексу" избежать силового варианта

Автор фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Генеральный директор группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож

 

Фондовый рынок и широкая общественность позитивно отреагировали на фактическое усиление госконтроля за "Яндексом". Такой оптимизм объясняют тем, что "Яндекс", мол, избежал силового варианта.
В прошлом году Сбербанк вел переговоры о покупке блокпакета акций "Яндекса". Тогда прелиминарии обернулись ссорой госбанкира Германа Грефа и основателя интернет–гиганта Аркадия Воложа, которому идея продажи акций крайне не понравилась. Вскоре, однако, выяснилось, что Греф отнюдь не лукавил, когда обосновывал сделку в том числе попыткой защитить "Яндекс" от возможных претензий со стороны госаппарата. Уже летом 2019–го депутат от "Единой России" Антон Горелкин внес законопроект об ограничении 20% иностранного владения инфоресурсами. При этом господин Горелкин прямо заявил, что документ нацелен в первую очередь "на деятельность "Яндекса" (чья головная компания зарегистрирована в Нидерландах, а акции котируются в США).
Чтобы обезопасить "Яндекс" от "закона Горелкина", интернет–компании пришлось перекроить структуру управления. В результате государство получит два кресла в совете директоров головной структуры "Яндекса" и возможность блокировать решения, "противоречащие интересам национальной безопасности".
Новая схема владения "Яндексом", как выяснилось, разрабатывалась при участии другого госбанка — ВТБ. Причем, как подтвердил Аркадий Волож, эти изменения "обсуждались с сотрудниками администрации президента и чиновниками правительства".
Год назад "Яндекс" мог в обмен на косвенный госконтроль получить большие деньги и поддержку Сбербанка. Сейчас интернет–компания, по сути, обменяла независимость на отзыв "закона Горелкина". Вдобавок Греф начал строить на базе Mail.Ru Group прямого конкурента "Яндексу".
Кроме того, совсем не факт, что "закон Горелкина" окончательно канул в лету. Напротив, такой эффективный инструмент давления, скорее всего, будут все чаще использовать против недостаточно лояльных компаний. Возможно, инициаторы и содержание документа будут меняться, но суть и дух закона останутся теми же.