Объем нового бизнеса лизинговых компаний в Петербурге по итогам 9 месяцев текущего года достиг 96,4 млрд рублей, что на 32% выше показателей за аналогичный период прошлого года. На показатели повлиял спрос на лизинг автотранспорта, медицинского оборудования и техники для ЖКХ.
В целом по стране новый бизнес увеличился всего на 2%. Так что в Петербурге результат был в 15 раз лучше, чем по всей России. Такие данные содержатся в исследовании рейтингового агентства "Эксперт РА".
Стагнация рынка
Замедление темпов роста нового бизнеса в РФ (2% против 42% по итогам 9 месяцев 2018 года) вызвано резким снижением спроса на лизинг в корпоративном сегменте (морские и речные суда, ж/д и авиатранспорт). По данным "Эксперт РА", он сократился сразу на 34%.
Основное влияние на падение оказали сделки с ж/д техникой (–44%) и авиатранспортом (–64%) из–за сокращения объемов нового бизнеса с данной техникой у крупных государственных лизинговых компаний.
Остальные сегменты (автолизинг, недвижимость, оборудование и другие виды), напротив, по итогам 9 месяцев 2019 года показали прирост на 36%, в том числе автолизинг вырос на 23%, а рынок лизинга недвижимости — более чем в 5 раз.
Общий объем лизингового портфеля компаний на начало октября 2019 года достиг почти 4,6 трлн рублей, увеличившись на 12% год к году. Это в 2 раза ниже, чем годом ранее, когда рынок вырос на 25%. На ж / д технику и авиатранспорт приходится две трети совокупного лизингового портфеля.
"Несмотря на стагнацию суммы лизинговых договоров, портфель продолжает расти в связи с наращиванием розничных сделок и длинной дюрацией крупных корпоративных договоров, выгашивание которых может быть растянуто свыше 8–10 лет", — отмечается в исследовании "Эксперт РА".
"Росту доли автолизинга помогает автокредитование, развитие каршеринга и служб такси. Рост ж/д транспорта в 3 раза связан с обновлением подвижных составов после принятия ряда нормативных актов, ограничивающих сроки их эксплуатации", — говорит Павел Сигал, первый вице–президент "ОПОРы России". По его мнению, также в формулу работы лизинговых компаний изменения внесли госконтракты: из–за них снижается размер авансового платежа по договорам лизинга при росте срока выплаты.
По объемам нового бизнеса в тройке лидеров неизменно находятся государственные компании: на первом месте "Сбербанк лизинг" с ростом 2%, на втором — ГТЛК, у которой объем нового бизнеса уменьшился на 36%, и "ВТБ Лизинг" со снижением на 17%.
По оценке "Эксперт РА", в совокупности доля топ–3 лизинговых компаний в объеме нового бизнеса сократилась на 9 процентных пунктов (п.п.), до 37%, против доли 46% годом ранее. В Петербурге эти компании также сократили объемы бизнеса, однако на местном рынке они по–прежнему занимают более половины рынка.
Бизнес для местных
На верхних строчках рейтинга по объемам сделок в Петербурге находятся компании с госучастием в капитале: "ВЭБ–лизинг", ГТЛК и "ВТБ Лизинг". Они занимают 52% рынка, за год их доля на местном рынке сократилась на 3 п.п.
Совокупно с результатами "Сбербанк лизинга", который за год нарастил бизнес в 3,2 раза, госкомпании на рынке лизинга в Петербурге занимают 57%, сохранив собственные позиции на прошлогоднем уровне.
Без учета данных госкомпаний объемы нового бизнеса лизинговых компаний в Петербурге выросли на 33%. На рост бизнеса оказал влияние большой спрос на лизинг автотранспорта — как легкового (в том числе по сделкам для каршеринга), так и коммерческого грузового для субъектов малого и среднего бизнеса.
Вектор развития
Эксперты полагают, что на динамике роста рынка негативно отразилось ограничение средств, выделяемых Минпромторгом для субсидирования лизинга, и изменение условий программ по дорожно–строительной технике. В 2019 году отбор на министерские субсидии в объеме 2,1 млрд рублей прошли всего 36 компаний (из 60 годом ранее).
"Если в прошлые годы субсидирование было серьезным драйвером, то в текущем году поддержка существенно сократилась. Основным фактором выбора лизингового партнера стало наличие свободного лимита субсидии, наблюдалось хождение клиентов по лизинговым компаниям, затягивание сроков принятия решения, ожидание изменений в программе поддержки, в результате в лидерах оказались компании с максимальными лимитами", — поясняет Анна Голикова, руководитель филиальной сети ГК "Интерлизинг".
“
На местном рынке за 3 квартала стабильный рост показали сегменты, в которых сделки можно было заключать с привлечением госсубсидий, — это колесная и спецтехника. Хороший рост мы наблюдаем в сегменте металлообрабатывающего оборудования. Немалая доля рынка приходится на автотранспорт, но это не региональная специфика. Легковые, легкие коммерческие и грузовые машины всегда пользуются большим спросом. Несмотря на отсутствие прежней динамики в отрасли (общероссийский рынок вырос на 2%), прогноз по росту объема нового бизнеса у нашей компании весьма позитивный, мы ориентируемся на 40–45%.
Андрей Волков
руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг"
“
В среднем по лизинговым компаниям в Петербурге сосредоточено 10% нового бизнеса лизинга, в Ленобласти — порядка 3%. Рынок здесь растет медленнее, чем по динамике по стране в целом. По нашему прогнозу, по итогам года объемы автолизинга достигнут 36,8 млрд рублей, или +10% по отношению к итогам 2018 года, из них 20,4 млрд рублей придется на легковой и коммерческий автотранспорт (+7,5%) и 16,4 млрд — на сегмент грузового транспорта (+14%). Если смотреть в целом по стране, то общий объем автолизинговых операций по итогам года составит порядка 536,6 млрд рублей, показав рост на 18%. Из них по легковому транспорту — 253 млрд рублей (прирост 22%) и по грузовому — 283,7 млрд рублей (16%).
Максим Агаджанов
генеральный директор компании "Газпромбанк Лизинг"