Крупные торговые сети в России вслед за небольшими магазинами zero waste озаботились экологией.
Европейские сетевики давно предлагают покупателям упаковывать товар в принесенные ими самими контейнеры, используют многоразовые пакеты для фруктов и овощей, собирают и сдают на утилизацию пластиковую тару. В Петербурге эти тренды только формируются, а экологические акции подчас используются ретейлерами как инструмент продвижения своей торговой сети и привлечения новой клиентуры.
Эксперты международной консалтинговой компании KPMG в исследовании Retail Trends 2019 отмечают, что приверженность принципам бережного отношения к окружающей среде — одно из главных направлений развития ретейла. Потребители чаще выбирают торговые сети, которые выдвигают собственные экологические инициативы и подтверждают их делами. Например, в Голландии супермаркет EkopPlaza полностью отказался от пластика, все товары здесь упаковывают в биоразлагаемые материалы. В чешских сетях DM и Rossmann в 2019 году начали продавать шампуни и гели для душа в розлив через специальные аппараты.
Местные экотренды
До западных коллег петербургским ретейлерам еще далеко. В городе на Неве только начинают появляться магазины товаров без упаковки, среди них B12, No plastic its fantastic, "Крупа", "В авос`ку" — всего около 10 розничных точек. Эксперт компании Zeero Дмитрий Артамонов отмечает, что в Петербурге за последний год таких магазинов стало больше и появляются все новые и новые.
"Более крупный ретейл внедряет у себя небольшие островки, где можно купить товары без упаковки. Они делают акцент именно на том, что продукт можно приобрести в свою тару", — рассказал он. Крупные сети уже задумались о переработке и начинают тестировать новые форматы реализации продуктов.
Так, в X5 Retail Group отмечают, что во всех магазинах "Пятерочка" в Петербурге и Ленобласти запущен пилотный проект по использованию многоразовых мешков для взвешивания фруктов и овощей. "Они поступят во все магазины до конца ноября", — уточняют в пресс–службе компании. Покупку фруктов и овощей в такую упаковку стимулируют дополнительными бонусными баллами для клиентов. Такую же инициативу запустили и в гипермаркетах "Ашан" в Петербурге.
"Цена продажи составит 79 рублей, 10% от этой суммы перечисляется в благотворительный фонд "Поколение Ашан", — отмечает руководитель по стратегическим коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Уткина.
В нынешнем году в компании сократились продажи пластиковых пакетов на 18%. "Это отразилось и на общих продажах всех видов упаковок, которые снизились на 20%", — заключает Мария Уткина.
Такую же услугу предлагают и в сети "ВкусВилл", правда, пока приобрести многоразовые мешки для взвешивания возможно только в магазинах, расположенных в Москве и Московской области. Все нововведения, как известно, доходят до Петербурга немного позже.
Председатель правления общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Андрей Нагибин отмечает, что некоторые российские сети уже стали рекламировать пакеты для раздельного сбора мусора, в одни нужно собирать пищевые отходы, в другие — остальные виды мусора.
"А вот многоразовые сумки отсылают нас к тем временам, когда все ходили в магазин с авоськами. Такая инициатива кажется мелочью, но на самом деле это не так. Одноразовые пакеты попадают все равно на полигон, потому что многие сортировочные комплексы у нас в стране еще выполняют роль муляжа. Все идет на захоронение именно на мусорный полигон", — говорит эксперт.
Зеленый малый
Малый бизнес не остается в стороне от экологичных трендов. Петербургская компания Zeero запустила производство экомешков, также в городе на Неве разработали пандоматы по сбору пластика и алюминиевых банок, которые уже установлены в торговых точках многих городов России.
Генеральный директор компании "Пандомат" Дмитрий Илюхин считает, что забота об экологии уже охватила крупные торговые сети по всей стране. "Наши пандоматы по приему твердых бытовых отходов размещены в 18 торговых точках Петербурга, два из них есть в магазинах "ВкусВилл", остальные работают в сети "Лента". В целом по России сейчас действует около 70 пандоматов", — говорит предприниматель.
В ТРЦ "Жемчужная плаза" пандоматы выдают купоны на скидки в магазинах — партнерах торгового центра. "Забота об экологии — это хороший маркетинговый ход для крупных сетей, с помощью современных технологий можно генерировать рекламные акции, предлагая скидки на продукцию", — считает Илюхин. Но он отмечает, что бизнес в этой сфере еще только начинает появляться. В России его развитию мешает отсутствие проработанной законодательной базы. "Пока мы пионеры в этом направлении", — заключает он.
По нормам СанПиН на территории магазинов запрещено принимать у потребителей вторсырье, и это основная проблема на данный момент, говорят представители рынка.
В пресс–службе "Магнита" отмечают, что уделяют особое внимание вопросам экологии и бережливому потреблению ресурсов. Переработке подлежат все отходы, связанные с деятельностью самих магазинов. "Например, пластик, пленка, картон собираются со всех торговых точек сети по всей стране и поступают в распределительные центры, где это все сортируется и отправляется на переработку в специализированные организации. В 2018 году общий вес переданного вторсырья составил около 300 тыс. т", — отмечают в компании.
Х5 за прошлый год отправила на переработку более 572 млн кг отходов, в компании сдают даже отслужившие свое покупательские тележки. Специальные устройства для сбора использованной тары — фандоматы — уже работают в магазинах сети "Магнит", а в X5 эту систему пока тестируют в Москве в сети "Пятерочка". "Сбор использованной пластиковой упаковки у населения — это новый процесс для нас. В России на данный момент существует дефицит фандоматов. Мы планируем отработать вопросы санитарных требований при их использовании, экономику процесса и всю цепочку до переработки, а также оценить интерес покупателей. По результатам пилотного проекта мы примем решение о его распространении на другие регионы", — рассказали в пресс–службе компании.
В тренде
Забота об окружающей среде — тренд, который только зарождается в российском ретейле. Дмитрий Артамонов отмечает, что с точки зрения потребителя спрос на заботу об окружающей среде есть и он очень высокий, поэтому и крупные торговые сети заинтересованы в экологичных решениях.
"Главное, чтобы на этом тренде магазины и крупный ретейл не пытались внедрить псевдоэкологические решения — например, вместо пластикового пакета предлагать одноразовый бумажный или биоразлагаемый, который, по мнению специалистов, еще опаснее для природы, чем пластик", — отмечает эксперт.
Андрей Нагибин рассказал, что российский бизнес находится только в начале экологического пути, в отличие от западных коллег. "Мусорная реформа началась только в нынешнем году, сейчас для бизнеса нет каких–то мотивирующих инструментов, чтобы они начинали заботиться об окружающей среде", — отмечает эксперт.
По его мнению, такие инициативы в ретейле пока организуются лишь на энтузиазме главных менеджеров торговых компаний. "Это все элемент менеджмента, потому что если компания показывает себя как экологически ответственную, то это привлекает новых покупателей, — считает Нагибин. — Для повсеместной переработки отходов для бизнеса пока не создана никакая мотивационная система", — заключает он.