Чуждый элемент. Почему Москва не принимает "Ночлежку" после 20 лет работы в Петербурге

Автор фото: ТАСС
Последние 3 месяца петербургская "Ночлежка" пытается открыть свой первый приют для бездомных в Москве, несмотря на противодействие местных жителей, которые даже требуют признать ее иноагентом. В Петербурге организация работает с 1990 года и с такими проблемами не сталкивалась. Неужели петербуржцы добрее москвичей? "ДП" разбирался в этом лишь на первый взгляд тривиальном вопросе.

Так живут

В ближайшие 2 месяца "Ночлежка" откроет душевую с прачечной в Красногвардейском районе Петербурга, сообщил "ДП" директор организации Григорий Свердлин. В одноэтажном модульном здании разместятся стиральные и сушильные машины, а также три душевые кабины, одна из которых для людей с ограниченными возможностями. Ранее, в июле этого года, компания запустила приют у ж / д станции Обухово на пр. Девятого Января, 8 (помимо нар это модульное здание также имеет мини–прачечную). На него готовы тратить 3,3 млн рублей в год.
С 2005 года благотворители содержат ночлежный дом на Боровой ул., 112, лит. Б. До этого 10 лет приют располагался на Синопской наб. Новый больше прежнего, в нем несут службу сотрудники реабилитации, так что обходится он в 8,9 млн рублей в год. С 2016–го по соседству с этим приютом работает прачечная для бездомных. В распоряжении "Ночлежки" также маршрутка с экипажем, которая развозит еду по четырем адресам (окрестности ж / д платформ Сортировочная, Лигово, Новая Деревня и Смоленского кладбища), и несколько передвижных пунктов обогрева.
С бездомными начинают работать на улице. Потом их ждут в приюте на Боровой, где с ними беседуют психологи и юристы. В 2018–м "Ночлежка" начала проект по профессиональному обучению и трудоустройству клиентов. В компании сообщают, что четыре человека прошли стажировку и устроились на работу в четырехзвездочный отель Hilton St. Petersburg ExpoForum.

На дне столицы

В течение 3 месяцев "Ночлежка" планирует открыть приют в Беговом районе Москвы, говорит Григорий Свердлин. В ближайшее время приступят к его ремонту. Но в Первопрестольной все складывается не так легко, как на малой родине. Проект столкнулся с противодействием жителей и муниципалов (см. "ДП" № 181 от 25.11.2019). Формально их согласований не требуется, но годом ранее из–за подобного противостояния общественности "Ночлежке" пришлось отказаться от открытия прачечной в Савеловском районе столицы.
"В Петербурге "Ночлежка" появилась в 1990–е годы, органично развивалась вместе с городом, и за 30 лет мы обросли здесь известностью и поддержкой. А для Москвы и москвичей мы некая незнакомая организация", — объясняет столичные сложности Свердлин. Впрочем, в Москве аналогичные проблемы были и у более известных ее жителям фондов "Вера" и "Подари жизнь". Если в Европе и Северной Америке запускать проекты помогают местные власти, то в российской столице они "занимают выжидательную позицию". "В Петербурге здание на Боровой улице нам в 2005 году было выделено правительством города. И, конечно, люди это знают, а с решениями властей у нас спорить не очень принято", — рассуждает директор "Ночлежки". Кроме того, по словам Свердлина, у жителей Петербурга давно "есть общественный консенсус": что бездомным нужно помогать, и что приют сформирован в центре города. В Москве же эта тема "на периферии общественного сознания".

Приют для своих

"В Петербурге у "Ночлежки" старинная история, начинавшаяся, когда все мы были немножко бездомными", — прокомментировал "ДП" главный редактор "Русфонда" Валерий Панюшкин. Он вспоминает, что в те времена разница между социально успешным человеком и маргинальным была не так радикальна. Кроме того, "Ночлежка" позиционировалась в Петербурге "как привнесение западной технологии" (помощь в адаптации бездомных, а не просто их материальная поддержка), а тогда была мода на все западное.
"Я помню, как дорогие машины останавливались около Гостиного Двора, из них выходили люди, одетые в пиджаки "Бриони", чтобы купить газету "Ночлежки" у бездомного, потому что там было интервью с Тимуром Новиковым. В эту газету писали самые модные люди, и купить ее можно было только у бездомных", — вспоминает Панюшкин. Было модным местом (вроде Пушкинской, 10) и старое здание "Ночлежки" на Синопской наб. Уровень жизни петербуржцев с тех пор подрос, мода на западное прошла, но "Ночлежка" уже прочно заняла здесь свое место.
Есть мнение, что на отношении петербуржцев к бездомным сказалась и близость к Финляндии, ориентация на Европу вообще. Москва "беднее в плане впечатлений от западной цивилизации", зато "богаче в плане денег и протестного опыта". "Там люди значительно лучше понимают, как можно воспользоваться популярностью в социальных сетях, и значительно меньше — как цивилизованно можно было бы устроить помощь бездомным", — полагает Валерий Панюшкин.
Еще одна причина успехов и неудач — связи с администрацией. "Любой новый шаг надо объяснять, это сложно. Но если в Петербурге Григорий Свердлин приходит во властные кабинеты со своим новым проектом прачечной или чего–то еще, то все эти люди его знают. А когда в Москве Дарья Байбакова (директор московского филиала "Ночлежки". — Ред.) приходит в аналогичные кабинеты, там ее никто не знает, она не является многолетним элементом московского пейзажа", — сказал Панюшкин.
В Москве сформировался устойчивый пул людей и организаций, которые занимаются помощью бездомным, таких как "Милосердие" или ранее фонд Елизаветы Глинки. "Дело не в желании или нежелании властей решать проблемы бездомных, а в знакомстве или незнакомстве властей с контрагентами из некоммерческих организаций", — добавил Валерий Панюшкин.
Досье
Ночлежная" экономика
Согласно обнародованному "Ночлежкой" отчету, в 2018 году доходы организации составили 61,2 млн рублей. Из них 42,9% — частные пожертвования, 15,9% — зарубежные фонды ("Хлеб для мира" из США, Диакония Гамбурга, UK Online Giving и др.), 16,3% — российские коммерческие компании. Доля финансирования из российского бюджета незначительна. Согласно СПАРК, выручка "Ночлежки" в 2018–м составила 1,66 млн рублей, чистые активы — 47,8 млн рублей. С августа 2013–го "Ночной автобус" и "Ночлежка" зарегистрированы как товарные знаки. В октябре 2019–го компания подала заявку на регистрацию бренда "Экспресс–помощь". По данным "Ночлежки" (она ссылается на статистику смертности и госпитализации), бездомных в Петербурге 50–60 тыс. человек, 81% из них мужчины, средний возраст — 46 лет. Официальная статистика скромнее: по данным СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства", на 1 января 2019 года на учете в этом учреждении состояли 3 тыс. человек. По данным Смольного, из общественных организаций социальные услуги бездомным в городе также предоставляют Мальтийская служба помощи и Покровская община. Всероссийский рынок благотворительности (общие траты на эти цели) оценивается в 340–360 млрд рублей, подсчитали эксперты бизнес–школы "Сколково" и банка UBS.