Частному петербургскому трамваю "Чижик" не удается быстро проложить рельсы до областного Всеволожска.
Осенью этого года ООО "Транспортная концессионная компания" (ТКК), закончившее к 1 сентября создание в Красногвардейском районе скоростного трамвая "Чижик", планировало представить чиновникам свои проработки по продлению линии трамвая во Всеволожск. Концессионер уверен, что этот вопрос в первую очередь должен решаться на уровне двух субъектов — Петербурга и Ленобласти, но регионы пока большой заинтересованности не проявляют.
Два тоннеля на границе
"Компания разработала проект присоединения трамвайного маршрута от Хасанской улицы до города Всеволожска к уже созданной инфраструктуре "Чижика" в Санкт–Петербурге. Протяженность планируемой ветки составит 13,5 км. Предполагается, что 3,2 км из них пройдут по территории Петербурга, 10,3 км — по территории Ленобласти. Проект оценивается в 16 млрд рублей", — рассказали "ДП" в ТКК.
Проектом предусматривается строительство пяти тяговых подстанций, сооружение под действующей железной дорогой на границе Петербурга и области двух однопутных тоннелей длиной 50 м каждый, возведение 28 остановочных павильонов, а также приобретение 15 трехсекционных вагонов вместимостью 376 пассажиров.
При проработке перспективного маршрута специалисты ТКК использовали опыт реализации концессионного "Чижика", только вместо одного субъекта в качестве концедента будут выступать уже два. Ранее в компании отмечали, что участие государства предполагается в виде гарантий и, возможно, путем предоставления софинансирования капитальных расходов.
Этот номер не пройдет
"Проект хотя и решает проблему транспортной доступности крупнейшего города Ленинградской области, но предусматривает существенную нагрузку на бюджет Ленобласти, что, по всей вероятности, требует обращения в Минфин РФ за софинансированием проекта из бюджета РФ", — прокомментировали в ТКК.
Однако Ленобласть пока не спешит делать выводы касательно проекта и закладывать средства в бюджет.
"Любой дополнительный вид транспорта в Ленобласти только приветствуется. Если нам представят обоснованный, экономически подтвержденный проект, мы готовы его рассмотреть. Единственное но — гарантия оплаты минимальных затрат перевозчика. В отличие от Петербурга мы таких гарантий давать не будем. Потому что коммерческий перевозчик, как любая другая коммерческая организация, несет риски. Если эти риски правильно рассчитаны, то перевозчик должен предложить нам ту модель, в которой он в какой–то перспективе получает прибыль. А не так, что если он неправильно рассчитал, то мы ему что–то должны заплатить. Это вряд ли у нас будет. Участия бюджета Ленобласти вообще не вижу в этом проекте. Посильную помощь перевозчику мы окажем, но все должно соответствовать здравому смыслу", — заявил "ДП" заместитель начальника управления по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк, отметив, что проект ТКК по продлению "Чижика" до Всеволожска никто в регионе не видел. Смольный с правительством Ленобласти активных переговоров по этому проекту также пока не вел.
Эксперт сообщества проектировщиков транспорта "РУрбан" Иван Вергазов считает, что, поскольку формально Всеволожск уже имеет сообщение с Петербургом, Ленобласть действительно может не принимать участие в "частном проекте".
Социальный момент
"Но с другой стороны, если этот проект будет полностью частным, то коммерсант совершенно не обязан будет оказывать услугу по регулируемому тарифу, а также возить льготников. И вот тут уже могут возникнуть вопросы к властям: почему льготные категории граждан отрезают от такого удобного и быстрого транспорта? Это очень тонкий социальный момент и, на мой взгляд, участие властей все–таки должно быть", — считает эксперт.
Если обходиться без бюджетных средств, то все будет зависеть от допустимого для инвестора срока окупаемости. "У нас же пока что инвесторы привыкли к получению денег за счет преференций, а не по результату кропотливой работы. Думаю, в данном случае без участия Ленобласти проект реализован не будет", — полагает Вергазов.
Отметим, по изначальному проекту "Чижика" в Петербурге расходы на реконструкцию путей с учетом закупки подвижного состава должны были составить не более 10,9 млрд. В итоге общий объем капитальных затрат превысил 13 млрд рублей. Из них 1,3 млрд рублей — средства бюджета города.
Кому нужнее?
Кто из субъектов больше заинтересован в продлении "Чижика", сказать однозначно нельзя. Плюсы есть как для петербуржцев, так и для жителей Ленобласти. Именно трамвай способен наилучшим образом обеспечить связь Всеволожска с ближайшей станцией метро "Ладожская". При этом специалисты прогнозируют и существенный экологический эффект, поскольку ввод скоростного трамвая приведет к снижению нагрузки на транспортные артерии Красногвардейского района.
В Смольном проект ТКК по продлению трамвайных линий до Всеволожска видели, однако конкретных выводов пока не сделали. "Масштабирование проекта "Чижика" пока находится в стадии предварительного обсуждения", — сообщили в городском комитете по инвестициям.
По данным "ДП", помимо продления "Чижика" до Всеволожска УК "Лидер", чьей дочерней организацией является ТКК, хочет строить трамвайные линии наподобие "Чижика", но уже под другими брендами, еще в нескольких районах Петербурга. В частности, в Красносельском (микрорайон "Балтийская жемчужина") и Колпинском. Однако в самой компании утвердительного ответа пока не дали: "Если Петербург заинтересован в масштабировании такого опыта, мы обязательно рассмотрим возможность нашего участия".
"Сам проект частного трамвая, на мой взгляд, крайне удачная идея. Это другое качество услуги перевозки, — считает Иван Вергазов. — Поэтому такие проекты нужно развивать. Более того, они должны сосуществовать на одной инфраструктуре, чтобы трамваи "Горэлектротранса" могли пользоваться путями "Чижика" и наоборот. Но это уже следующий уровень, и этим должны заниматься региональные власти".
“
Проект выглядит очень перспективным, потому что Всеволожск — крупный центр, из которого большое количество людей едет в сторону Петербурга. Они создают нагрузку на дорожную сеть, в первую очередь на проспект Косыгина. Другой вопрос — правительство Ленобласти, в отличие от Петербурга, имеет более ограниченные бюджетные возможности и более низкий уровень готовности реализовывать концессионные проекты, в рамках которых у него возникнут финансовые обязательства. Но если показатели развития второй очереди частного трамвая будут достаточно успешными, а финансовые параметры — выглядеть привлекательно, то реализация такого проекта не исключена. Но не в ближайшие 2–3 года. Есть еще проект Восточного скоростного диаметра. Если его строительство будет осуществляться ускоренными темпами, то потенциально может возникнуть конкуренция с "Чижиком" во Всеволожске.
Михаил Бурмистров
генеральный директор "INFOLine–Аналитики"