На следующей неделе (16 декабря) открывается регистрация на участие в международной триатлонной гонке Ironman 70.3 St.Petesburg, которая состоится в городе на Неве в июле 2020 года. В Петербурге гонка пройдет по укороченному варианту, но власти ожидают больше участников и гостей, чем в Европе, — до 10 тысяч желающих проплыть, пробежать и проехать на велосипеде по Петербургу, а также поддержать их. Европейские города на соревновательных уик–эндах Ironman зарабатывают до 15 млн евро, говорят эксперты.
Россия и Петербург уже привыкли к футбольным событиям. Однако праздник вечным не будет. Накануне исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) принял решение лишить Россию права принимать крупные международные соревнования, такие как чемпионаты мира, подавать заявки на их проведение. Так что, возможно, стоит обратить взоры на другие категории выбирающих спорт туристов.
Петербургский бизнес разошелся во мнении, кто и сколько сможет заработать на конкретном триатлоне и нужно ли прикладывать усилия для развития спортивного туризма в принципе.
Куда бегут иностранцы
Считается, что забеги, заплывы, заезды, причем в других странах или даже на других континентах, — не только дань моде на ЗОЖ, но и отражение развития западной экономики. Тренд на здоровый образ жизни дает возможность заработать менее раскрученным направлениям, заполучив "качественного" — платежеспособного — туриста. "Поскольку базовые потребности у многих людей закрыты, развитый мир активно входит в фазу экономики впечатлений. И любительский массовый спорт может привлечь очень платежеспособную аудиторию из развитых стран", — отмечают в сети спортивных школ I Love Supersport, где готовят желающих к участию в соревнованиях по нескольким видам спорта, в том числе и к различным триатлонам. И желающих потратить деньги, как говорят, достаточно. Так что заработок на "здоровом соревновательном духе" начинается с подготовки.
"Средняя гонка Ironman в Европе собирает около 2–2,5 тысячи участников, с каждым из них приезжают по два–три болельщика. Они живут на месте в среднем четыре ночи, тратятся на еду, транспорт", — приводит расчеты сооснователь сети I Love Supersport Максим Журило.
Еще больший ажиотаж вызывают марафоны. В Нью–Йорк съезжается более 50 тысяч человек, из которых только треть — спортсмены. Бегают и по пустыне в Израиле, и вдоль океана в Португалии, по улицам европейских и американских городов. И по Петербургу, к слову, тоже. И конкуренция повышается. "У нас проводится несколько крупных международных марафонов. Можно выбрать дистанции 5, 10, 21, 42 км, а также ультрамарафоны 63 и 100 км. Раньше для участия в таких забегах непременно нужно было ехать за рубеж, а теперь все стало доступно и в России. Для проведения забега в Петербурге при количестве более 300 участников необходимо получить разнообразные согласования, в том числе комитета по физической культуре и спорту города", — говорит руководитель компании по организации спортивно–массовых мероприятий "Грифон" Елена Киевич. "Марафон "Белые ночи" — визитная карточка Петербурга на протяжении уже 30 лет. Это мероприятие ежегодно привлекает участников из России и из–за рубежа. Два сезона назад в город пришла команда самого большого забега в стране (Московского марафона) и бегового сообщества (самого большого в нашей стране), которая организовала забег "Северная столица". Она показала другие стандарты", — отмечает управляющий партнер Newman Sport, сооснователь фестиваля бега Rosa Run в Сочи Владимир Волошин.
Кого ждут на кассе
Самая северная классическая гонка Ironman — в Финляндии, пройдет 8 августа 2020–го. В Петербурге за пару недель участники пойдут не по классической дистанции, а по укороченной. Тем не менее городские власти выражают оптимизм — до 10 тысяч участников из 50 стран мира. А организаторы события говорят, что даже к этому шли более 5 лет.
Впрочем, некоторые отельеры без обиняков заявляют, что из всех видов соревнований важнейшими являются футбол и Олимпиада. "Ни чемпионаты мира по хоккею, ни какие–либо другие чемпионаты не вызывают значимых ценовых колебаний или какого–то ажиотажа. Все ничто, кроме футбола. Мы пережили уже два чемпионата по хоккею, и их даже не заметили. Так что не питаем никаких ожиданий касательно других видов спорта", — заявили в отеле "Гельвеция", добавив, что ценят любые форумы (экономические, газовые и тому подобные саммиты).
Представители международных гостиничных сетей (по опыту 2018–го) вообще выражаются в духе "не футболом единым". "Соотношение доходности номерного фонда и остальных финансовых источников остается постоянным во многих отелях города. Как правило, это 75% на 25%, — отмечают представители "Астории" и "Англетера". — Мы стремимся увеличивать доходы от номеров, принимая во внимание затраты на них по сравнению с другими службами, которые во многом являются более имиджевой составляющей".
"По опыту 2018 года понимаем, что флагманы нашего номерного фонда — "Прибалтийская" и "Пулковская" — будут не полностью заняты болельщиками в 2020–м. Поэтому стараемся максимально диверсифицировать бизнес. Ожидаем не только увидеть футбольных фанатов, но также нацелены на надежный европейский рынок, чему в немалой мере может способствовать введение упрощенной электронной визы", — отметили в компании — операторе этих отелей.
Представители бегового бизнеса, впрочем, советуют принимать во внимание и отложенные последствия спортивных мероприятий, имея в виду повторные визиты туристов из разных стран.
"До 30% атлетов, принимающих участие в забегах, потом возвращаются в город, где были на соревнованиях, вместе с семьей, с друзьями, чтобы насладиться городом. У них высокий коэффициент возвратности, в отличие от китайцев. Конечно, тех и с безвозвратным коэффициентом достаточно, но все–таки они стараются не оставлять деньги местной экономике", — отмечает Владимир Волошин.
Продвижению бренда в немалой степени способствуют социальные сети, отмечает руководитель северо–западного Центра стратегических разработок Марина Липецкая, которая также придерживается мнения о том, что тренд на личные, а не глобальные спортивные события сейчас очень актуален. "Надо привлекать молодую аудиторию в наш город. А тот же яхтинг — это более нишевая, затратная, чем бег, триатлон или ролики, история".
“
Из туристических компаний в Петербурге спортивный уклон имеет только "Академсервис". Но ориентируется на организацию спортивных мероприятий в России. Те мероприятия, которые проводятся в Петербурге на улицах города, туристов не привлекают, а социально действуют раздражающе. Исключение, на мой взгляд, яхтенные соревнования. Это и красиво, и зрелищно, и дороги не надо перекрывать. Разве что бизнес речных трамвайчиков пострадает, если финишировать в акватории Невы.
Игорь Калашников
директор ООО "ХБС–СПб"
“
Доля доходов компании от работы на спортивных соревнованиях, с одной стороны, небольшая — 10–15%. Но международные спортивные состязания как таковые всегда выступают подспорьем бизнесу принимающей стороны. Они и дают прямой эффект в дни проведения, и позволяют зарекомендовать себя и получать заказы в будущем. Так, например, наше участие в проходившем пару лет назад в Петербурге Международном чемпионате по серфингу стало хорошим поводом для знакомства с новыми заказчиками. На данный момент в сфере спорта мы сотрудничаем в рамках крупных автопробегов.
Артем Волчек
совладелец ООО "Премиум кейтеринг"
“
В России некоторые регионы уже начинают серьезно относиться к спортивному туризму. Российский бренд Ironstar (аналог американского Ironman) проводит гонки по триатлону в Казани, Калининграде, Самаре, Сочи. Там местные власти делают ставку на спортивных туристов! Но важно понимать, что просто анонса марафона недостаточно для их привлечения. Здесь должно совпасть сразу несколько факторов: и привлекательность самого места благодаря культуре, истории, архитектуре либо природе, что в России "организовать" проще, и уровень организации мероприятия, и бренд организаторов.
Максим Журило
совладелец ООО "Ай лав раннинг" (сеть спортивных школ I Love Supersport)