Весь 2019 год ретейл в Петербурге кардинально менялся. Розница, готовая к глобальным изменениям, укрепляет свои позиции, а слабые игроки, не следившие за главными трендами, уходят с рынка. Например, сейчас закрываются некоторые торговые точки сетей "Семья" и Spar, которыми управляет ТД "Интерторг". Кто из сильных компаний займет освободившиеся метры — пока неизвестно.
Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко отмечает, что площади "Интерторга" могут быть интересны магазинам "Магнит" и "Верный". "В свое время у Spar была задача охватить рынок по максимуму, были примеры, когда сеть открывала магазины очень близко друг к другу в новых районах, чтобы конкуренты не могли захватить территорию. Сейчас пришло время оптимизации неудачных точек", — считает она. Вместе с тем полки Spar и "Семья" стремительно пустеют по всему городу.
Директор по развитию группы компаний Renta Марина Пузанова рассказала "ДП", что еще минувшим летом стали поступать сигналы о сложностях у ТД "Интерторг": накопилась серьезная дебиторская задолженность, начали поступать судебные иски от контрагентов. "Как специалисты в сфере коммерческой недвижимости, мы заметили, что и на рынке аренды компания стала действовать менее активно. Сегодня ТД "Интерторг" практически не рассматривает новые локации для магазинов. Напротив, мы наблюдаем только сокращение числа их супермаркетов", — отмечает Марина Пузанова.
Трансформация ретейла произошла во всех сферах — от мобильных приложений до полок в магазинах. Главный тренд ресторанной сферы — появление фуд–холлов — затронул и розницу. Теперь самые модные супермаркеты напоминают рынок, а ретейлеры должны бороться за покупателя еще и с онлайн–магазинами.
Первые реконцепции привычных торговых площадей прошли в Москве. Старинные Усачевский и Даниловский рынки стали модными гастрономическими пространствами. За столичным регионом (спустя пару лет) подтянулись Петербург, Сочи, Челябинск, которые тоже обзавелись множеством фуд–холлов.
Ряд изменений в крупном ретейле пришелся на конец 2019–го и продолжится в 2020–м. X5 Retail Group изменяет формат "Пятерочек". Будет новый дизайн, в торговых залах появятся отдельные зоны для детских товаров, кофемашины и соковыжималки, точки подзарядки мобильных телефонов. Первый магазин нового формата открылся в Ленобласти в поселке имени Свердлова, вот–вот такой же будет и в Петербурге. В компании отметили, что за год они обновят еще около 300 магазинов. "Магнит" тоже под конец года озаботился реконцепцией и открыл первый суперстор (в Краснодаре). Здесь есть продукция местных производителей и собственных торговых марок, отдел с продуктами для сбалансированного питания, гастрономическое пространство с кафе и кофе навынос, электронный винный сомелье, Скан&Go, кассы самообслуживания.
"Сегодня магазины перестают быть таковыми в традиционном понимании. Они все больше становятся пространством с офлайн– и онлайн–сервисами для решения покупателями самых разных задач. Так, флагманские точки торговых сетей все больше предлагают синтез интересного ассортимента, технологий для быстрой покупки и оплаты, кафе, зон с кулинарией собственного производства, отделов для детей, поддержания ЗОЖ, домашних животных", — объяснили в пресс–службе сети.
Марина Пузанова отмечает, что рынок Северо–Запада России традиционно сложен для "Магнита".
"К моменту прихода сети здесь уже работали сильные игроки, и новичку было трудно вести борьбу за покупателя и хорошо расположенные торговые точки. Все самое "вкусное" уже разобрали конкуренты. Смена собственника лишь обострила имеющиеся трудности, и компании пришлось корректировать планы, менять команду и пр. Тем не менее количество точек сети в Петербурге не сокращается: "Магнит", видимо, будет развиваться в Северной столице, то есть наращивать количество магазинов и увеличивать долю на рынке", — рассказала она "ДП".
Ферма в розницу, дорого
Отделы с фермерской продукцией постепенно появляются во всех крупных сетях, ретейл привлекает в свои ряды производителей из Ленобласти, разрешая им открывать лавки на территории супермаркета — подобные островки есть в некоторых "Пятерочках" и в Spar. Ретейлеры выделяют на своих полках и отдельные стойки с фермерской продукцией. Сети "О’Кей" и "Перекресток" реализуют такие товары под собственным брендом. В обновленном формате открылась восстановленная после пожара "Лента" на Обводном канале.
По мнению компаний, это помогает привлекать дополнительный трафик. Представитель фермерского хозяйства А. Н. Герасименко, чья продукция представлена во многих торговых сетях Петербурга, Сергей Беспятов отмечает: основная сложность в работе с сетями состоит в том, чтобы убедить их на этапе переговоров, подтвердить стабильность и выполнение всех условий — это может касаться и качества продукции, и регулярности поставок. Но большой пользы в обособленных островках для такой продукции в супермаркетах фермеры не видят, так как многие производители используют приставки "эко" и "био" как часть маркетинговой стратегии.
"Ведь однозначно не определено, какой продукт можно считать фермерским. Поэтому на полках появляются пельмени "из фермерской говядины" — в таком количестве, что столько говядины вряд ли производится в России. Когда все игроки рынка будут действовать по строгим правилам и крупные производители не смогут использовать такую маркировку, потому что это модно, тогда и ценность настоящего такого продукта будет гораздо выше, нежели сейчас", — говорит Беспятов.
Рынок у дома
Директор северо–западного дивизиона торговой сети "Перекресток" Дарья Осиновская отмечает: чтобы привлечь посетителей в магазин, современным ретейлерам нужно использовать различные форматы торговли на территории одной точки: например, открывать обеденную зону, создавать открытое производство мясных изделий прямо в магазине (чем не рыночный формат?).
В связи с растущими объемами продаж в онлайн–ретейле покупательский трафик в офлайн–магазинах уменьшается и сетям приходится подстраиваться. Эту тенденцию отмечает и партнер агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская.
"Доля онлайн–продаж в выручке сетей в 2018 году в целом по России составила от 1 до 12%. Петербург — один из наиболее продвинутых в плане онлайн–покупок регионов, а FMCG–сети активно работают в этом направлении, предлагая новые возможности в своих интернет–магазинах", — говорит эксперт.
Осиновская считает, что тенденция создания "рынка у дома" связана с желанием покупателя получить дополнительные эмоции.
"Автоматы с соком, собственные фермерские уголки, колбасные цеха, селфсканы появляются в магазинах, чтобы были развлечения для клиентов", — отмечает она.
Отток потребителей из гипермаркетов также показывает, что современный покупатель не хочет и не может тратить много времени на покупки.
Синявская в разговоре с "ДП" рассказала, что популярность огромных магазинов снижается и их доля в обороте FMCG–сетей, по данным M. A. Research, в 2018 году составила 25% против 28,4% в 2017 году. Эксперт видит на рынке две главные тенденции — доминирование ценового фактора при выборе магазина и высокий интерес к здоровому образу жизни.
"В следующем году мы ожидаем снижения доли крупноформатной розницы до 22,5–23%. Причины снижения популярности гипермаркетов — рост цен, удаленность от дома, отсутствие уникального ассортимента, способного привлечь покупателей. Кроме того, растет доля одиноких людей, которые не заинтересованы в семейных закупках продуктов, характерных для гипермаркетов. Наиболее востребованы сейчас магазины шаговой доступности и дискаунтеры, популярны и фермерские магазины, а также магазины здорового питания", — комментирует Синявская.
В контексте
Глядя на сегодняшние эксперименты ретейлеров по трансформации форматов магазинов, волей–неволей проговоришь трюизм про то, что все новое — хорошо забытое старое.
На закате истории Советского Союза в распоряжении покупателя были уже и универсамы, "заточенные" на торговлю фасованным товаром по принципу самообслуживания, и гастрономы, где торговали продуктами питания на развес, и так называемые "колхозные" рынки, куда гражданин отправлялся в том случае, если ему нужно было приобрести что–то особое для приготовления чего–то умопомрачительного на застолье в семейный праздник.
Работали и "профильные" молочные, овощные, кондитерские магазины и ларьки. Другое дело, что в условиях тотального дефицита продовольствия и не только, которым "прославился" СССР в последние годы своего существования, прилавки всех этих форматов торговли были одинаково пусты.
Теперь, с одной стороны, товарного дефицита в стране нет, и при желании можно найти и купить все, что только душе угодно, но, с другой стороны, кошелек россиянина уже несколько лет как становится все легче и легче, а работать надо все больше и больше. То есть бережливо приходится относиться еще и к свободному времени, которого все меньше и меньше.
Отсюда и вынужденные, но согласованные со здравым смыслом и трезвым расчетом шаги ретейлеров по привлечению покупателя в свои крупные и не очень магазины, в которые внедряются откровенно базарно–развлекательные элементы.
Потребителю, предпочитающему совершать покупки офлайн, бродя по огромным торговым залам, этот симбиоз понравится. Другое дело, что все больше покупателей приобретают товары, в том числе и продовольственные, в интернет–магазинах и с доставкой. Тут ретейлеры тоже не отстают от жизни и осваивают этот вариант.
В общем, больше форматов хороших и разных. Хотя без гибкой системы внушительных скидок все равно торговцам не обойтись при нынешней покупательной способности абсолютного большинства наших сограждан.
В связи с этим любопытно выглядят результаты распродаж "черной пятницы" этого года, растянувшейся почти на неделю. Россияне потратили в онлайн–магазинах 22,3 млрд рублей, что примерно на 5 млрд больше, чем в 2018 году. Почти половина покупок — одежда, обувь и аксессуары. Средний чек петербуржца составил 2400 рублей, уменьшившись по сравнению с прошлым годом на 9% (2700 рублей).
При этом Shopping index, то есть количество посетителей на 1 тыс. м2 торговой площади, в Москве вырос в дни "черной пятницы" этого года лишь на 0,5% по сравнению с 2018–м, когда он прибавил 6,9%.
“
Глобальное проникновение онлайн–продаж, по прогнозу, вырастет с 13 до 18% к 2021 году. В целом мы видим, что омниканальность меняет розницу. Например, в будущем на зрелых рынках (таких как Китай и Великобритания) как минимум 25% розничных площадей станут неактуальными, при этом оставшиеся за счет поляризации спроса станут более доходными. Конечно, если будут хорошо организованы и выгодно расположены. Многие ретейлеры развивают сейчас услуги онлайн–заказа и доставки. Пока что в Петербурге это не так распространено, как в Москве, но большинство крупных продуктовых сетей уже предоставляют такую услугу ("Перекресток", "Лента" и другие). Более того, здесь начинают появляться и продуктовые ретейлеры без офлайновых магазинов. Например, запустился сервис "Самокат", у которого есть площади для хранения продуктов.
Александра Камаева
консультант отдела стрит–ретейла компании JLL в Петербурге
“
Фермерам и дачникам сложно попасть в ретейл, так как стоимость их продуктов высокая, а производство небольшое, поэтому проще такой товар реализовывать на рынках, куда, кстати, ходит более платежеспособная и одновременно более требовательная к качеству и ассортименту товара публика. Причем многим нравится, когда в каждом отделе им могут рассказать про тот или иной товар. Сетям не имеет смысла бороться с рынками, которым приходится выживать из–за ретейла, подавляющего фермеров и малый бизнес низкими ценами, но совсем не думающего о качестве товара.
Михаил Михалков
генеральный директор Долгоозерного рынка