Власти Петербурга и Ленобласти обратились в правительство РФ с просьбой посодействовать в получении федеральных средств на строительство метро между двумя субъектами, в частности до Кудрово. При отсутствии финансирования из Москвы ветку метро могут построить на частные средства. Принять участие в таком проекте готова Группа "ВИС", которую ранее связывали с Аркадием Ротенбергом.
Строительство участка метро от городской станции "Улица Дыбенко" до областного Кудрово длиной 2,49 км с учетом возведения электродепо "Правобережное" оценивается на данный момент в 63 млрд рублей. В эту сумму входит строительство перегона, депо, ветки в депо, а также двух вестибюлей. По данным "ДП", регионы рассчитывают получить порядка 60 млрд рублей из федерального бюджета, чтобы поделить финансирование в пропорции 90 / 10.
Изначально субъекты обращались в Минтранс, но ведомство не уполномочено выделять средства на такие цели, поэтому было решено написать в аппарат правительства. Накануне, по данным "ДП", письмо было подписано вице–губернатором Эдуардом Батановым (на фото справа), который пока еще курирует транспортную инфраструктуру. Днем ранее свою подпись поставил заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин (на фото слева). Веса этой заявке может добавить вчерашнее назначение вице–губернатором Петербурга экс–главы Минтранса Максима Соколова.
При этом разовая дотация регионам не очень интересна, уточняют авторы письма, поскольку помимо станции "Кудрово" в Ленобласти планируется построить еще две: "Бугры" и "Янино". В Отраслевой схеме развития метрополитена ввод станции "Кудрово" заявлен до 2025 года. Конкурс на выбор проектировщика по этому отрезку планируется провести в 2020 году. Вопрос выбора подрядчика, таким образом, может встать перед властями примерно в 2021 году.
Вершки и корешки
Предпроектную документацию для перспективного участка оранжевой ветки метро по заказу КРТИ ранее подготовило ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс". В частности, ею определена трассировка, точное местоположение станции "Кудрово" и депо "Правобережное". Предусмотрено два вестибюля, оба на территории Ленобласти. Первый — в районе Центральной улицы, напротив "Мега парка", второй — ближе к Мурманскому шоссе. Электродепо построят на территории Заневского городского поселения за КАД Петербурга. Под него власти Ленобласти выделят 100 га земли.
В июле 2019 года Петербург заключил контракт на 11,5 млн рублей с ЗАО "Институт Трансэкопроект" на разработку документации по планировке территории (ППТ) Лахтинско–Правобережной линии метрополитена от станции "Улица Дыбенко" до будущей станции "Кудрово" непосредственно на территории Петербурга. ППТ по областному участку вместе с электродепо занимается Ленобласть, а именно АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти". На эти цели в бюджете региона заложено 30 млн рублей. В следующем году документация должна быть готова.
По данным "ДП", подготовкой проектно–сметной документации всего объекта будет заниматься Смольный, как и подземными работами (строительством тоннеля и наклонных ходов). Все, что выше нулевой отметки, курирует Ленобласть: предоставляет площадки, строит вестибюли и транспортно–пересадочный узел (ТПУ), где расположится один из выходов из метро.
Запасной вариант
Как выяснил "ДП", у Смольного есть и запасной вариант метро до Кудрово. В отсутствие федерального финансирования к проекту могут привлечь частных инвесторов. Уже есть и потенциальные претенденты, в числе которых — Группа "ВИС". До 2018 года акционером компании был Дмитрий Рябов, член совета директоров и генеральный директор АО "ТЭК Мосэнерго", подконтрольного Аркадию Ротенбергу. В прошлом году основным акционером стал Игорь Снегуров. Портфель заказов компании по итогам 2018 года превышает 635 млрд рублей (по собственным данным группы). Партнеры "ВИС" по разным объектам — корпорация "Ростех", РФПИ, Сбербанк, ВТБ. В частности, вместе с "Ростехом" Группа "ВИС" создала консорциум ООО "РТ — Развитие бизнеса" для строительства моста через реку Лену в Якутии.
В конце ноября Группа "ВИС", правительство Свердловской области, китайская корпорация China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) подписали соглашение о сотрудничестве в развитии метрополитена и наземного рельсового транспорта. "Проекты в Санкт–Петербурге и Ленинградской области находятся также в фокусе внимания холдинга. Мы знаем, что регион планирует привлечь квалифицированного инвестора для строительства метро в Кудрово и Пулково, и готовы рассмотреть предложение о реализации проектов, если таковые поступят в адрес Группы "ВИС", — сообщили "ДП" в компании.
Ранее в этом году Группа "ВИС" и CRCC, которая с 2017 года строит подземку в Москве, заявили об интересе к проекту строительства шести станций метро на юге Петербурга — от "Проспекта Ветеранов" через аэропорт Пулково до города–спутника Южного общей стоимостью около 130 млрд рублей (см. "ДП" № 126 от 05.09.2019).
Когда стало известно о планах построить в Пушкинском районе кампус СПбГУ, Группа "ВИС" заявила о готовности откорректировать проект и довести подземку до университета. Рассматривается реализация проекта в комбинированном варианте — с надземной или неглубокого залегания и подземной частью. Проект может быть реализован поэтапно в рамках одной концессии, говорят в Группе "ВИС": "Все будет зависеть от скорости принятия решения руководством Санкт–Петербурга". Сроки проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию могут составить 6–8 лет. Для того чтобы перейти на новый этап обсуждения этого проекта, предложенные станции должны быть отображены в Генеральном плане города. Ближайшая корректировка Генплана запланирована на 2021 год.
"Вопрос создания в Петербурге линий метрополитена, в том числе и на основе механизма государственно–частного партнерства, — предмет обсуждения на уровне сразу нескольких профильных исполнительных органов государственной власти, — прокомментировали "ДП" в комитете по инвестициям. — Комитет готов рассмотреть предложения от заинтересованных инвесторов".