"Третий лишний" не защитит. Объем мебельного производства вырос

 

Постановление правительства РФ о запрете закупки импортной мебели на государственных и муниципальных торгах касалось только контрактов, заключаемых по 44–ФЗ, и не распространялось на госкомпании и госкорпорации. Однако, несмотря на это, по итогам 2018 года объем мебельного производства в России вырос на 25% по сравнению с 2017–м. Это абсолютно рекордная цифра за последние годы. И тенденция продолжилась в 2019 году. То есть мера продолжала показывать свою эффективность, и определенно рынок производства отечественной мебели это всколыхнуло.
В госзакупки, на которые распространялся запрет, попадала мебель для государственных гостиниц, ведомственного жилья, но основная часть предназначалась, конечно, для обустройства офисов. Этот сегмент традиционно занимает четвертое место в общей структуре производства в стране после бытовой (корпусной), мягкой и кухонной мебели. И если до начала действия запрета его доля составляла 10–11%, то по итогам 2018–го она увеличилась до 16%. То есть для производителей офисной мебели эта мера пришлась как нельзя кстати.
Можно отметить также позитивное воздействие и на всех остальных производителей, ведь произошло некое увеличение денежной массы у покупателей.
Как изменится ситуация сейчас, предсказать не берусь. Подводить итоги года пока рано: рынок закупок мебели сезонный, его значительная часть приходится на III и IV кварталы, когда закрываются текущие бюджеты и традиционно растут продажи недвижимости.
В следующем году часть средств производители, конечно, потеряют. Ориентировочно можно сказать, что в 2018 году на мебельный рынок была привлечена сумма порядка 15 млрд рублей. Это серьезная величина, близкая к 10% от всего объема производства мебели в России.
Возможно, не все госведомства вернутся к импортерам, поскольку правительство РФ обещает нам введение нормы "третий лишний". Она означает, что, если на госторги выходит больше одной компании — производителя отечественной мебели, импортера с торгов автоматически снимают. Однако далеко не всегда на тендер выходят хотя бы две компании, особенно в регионах. Там часто нет даже больше одного игрока, готового выполнять госзаказ качественно и в нужных объемах.