КГИОП добивался в суде демонтажа ларьков на Витебском вокзале. Но затем согласовал торговлю при условии "нейтральных архитектурных решений".
Год назад, в декабре 2018–го, комитет обратился с иском к ОАО "РЖД", потребовав убрать с территории вокзала самовольно размещенные современные киоски и открытые лотки. Соответчиком суд привлек АО "Торговый комплекс Витебского вокзала", которое пользуется площадями вокзала на правах аренды (по СПАРК, головной компанией для него является АО "УК "Форум", входившее в империю известного предпринимателя Дмитрия Михальченко). Как установила проведенная КГИОП проверка, в общей сложности более 20 лотков и ларьков было установлено на открытых платформах, под старинным дебаркадером, а также в помещениях с ценной отделкой. В частности, в багажном и кассовом залах, а также на одной из парадных лестниц. Все эти помещения сохранили дух эпохи модерна, шедевром которой считается Витебский вокзал. В ларьках организовали торговлю сувенирами, хлебом и сдобой, церковной утварью и другим ходовым товаром. Разрешительной документации на них не было.
Но затем, как отмечается в материалах судебных заседаний, комитет "уточнил" требования. Вместо сноса он решил добиваться приведения здания в соответствие с согласованной документацией.
В августе "Торговый комплекс Витебского вокзала" подал в КГИОП заявление о согласовании проектной документации по "сохранению" вокзала в части размещения в нем временных торговых павильонов. Документация эта была разработана в нынешнем году ООО "М. Г. Прайват реконстракшн". В сентябре комитет опубликовал подготовленный по заказу этой компании акт историко–культурной экспертизы (эксперты Анна Овсянникова, Наталья Бревдо, Владимир Орлов).
В документе отмечается, что на момент проведения исследования часть павильонов "диссонировала при визуальном восприятии со зданием вокзала". Теперь же проект предусматривает установку 13 павильонов по единой концепции. При работе над ними были "приняты нейтральные архитектурные решения, использован большой процент остекления витринных заполнений, цвет павильонов соответствует цветовой гамме вокзала". Также в проекте несколько зон пропуска пассажиров и досмотра багажа (которые, видимо, тоже были не согласованы). Наконец, предусмотрены летнее кафе у лицевого фасада и два павильона со стороны бывшего Введенского канала. В октябре КГИОП своим письмом согласовал эту документацию.
На днях Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти обязал РЖД и АО "Торговый комплекс Витебского вокзала" в течение полугода со дня вступления решения в силу привести территорию объекта культурного наследия "в соответствие с согласованной с КГИОП проектной документацией", а также выплатить неустойку: 50 тыс. рублей за неисполнение решения суда в законный срок, а в случае дальнейшего неисполнения — 100 тыс. рублей в месяц. Решение может быть обжаловано в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде.