Сегодня комитет имущественных отношений представит общественности план работы на 2020 год. Его ключевые направления — масштабная инвентаризация госимущества, создание единой системы учета, а также новый подход к распоряжению активами и их приватизации.
Инвентаризация нужна руководству ведомства, поскольку в ходе постоянных преобразований, происходивших в последние 5 лет, информация о собственности Петербурга — по официальной версии — "растерялась".
Данные о городской недвижимости будут искать по всем источникам: ЕГРН, Реестру собственности Санкт–Петербурга, ИТС "Аренда", ИТС "Кадастр–2", ПК "Имущество", архивам и базам ГУП "ГУИОН", ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга", АО "Фонд имущества Санкт–Петербурга", ГУП "ВЦКП" и прочим базам. Еще в этом году начали инвентаризировать Адмиралтейский район: сотрудники комитета, подведомственных ему организаций и принадлежащего городу АО "Фонд имущества Санкт–Петербурга" должны непосредственно обойти каждый квартал.
На местах требуется уточнить данные о фактическом состоянии и использовании неучтенных зданий и помещений. Только в Адмиралтейском районе обследовать предстоит около 8 тыс. объектов. Следующие в очереди — Петроградский, Василеостровский и Центральный районы. Последняя инвентаризация государственного имущества проводилась в 2015 году, напоминают в КИО.
Излишки изымут
Параллельно проходит инвентаризация городских ГУПов. Как известно, к 2023 году по требованию правительства РФ большая их часть должна прекратить свою деятельность (путем реорганизации, ликвидации или приватизации). На сегодня в собственности Петербурга находится 41 ГУП. Для определения их дальнейшей судьбы создана рабочая группа при губернаторе, сопредседателями которой стали вице–губернатор Евгений Елин и руководитель УФАС Владимир Владимиров. Решения по каждому предприятию должны принять в следующем году. Также оценивается эффективность использования имущества, переданного госорганизациям. По данным "ДП", излишки планируется изъять. Речь идет либо о пустующих площадях, либо о тех, что предприятия сдают в коммерческую аренду.
Ревизия пройдет и по сделкам с городской недвижимостью. В частности, большой интерес вызывает инвентаризация ранее расторгнутых договоров: ожидается, что она позволит выявить незаконных пользователей объектами.
Непопулярный формат
Также грядет проверка договоров доверительного управления. По данным КИО, сейчас их действует десять: семь по недвижимости в Петроградском, Центральном, Адмиралтейском и Василеостровском районах (включая оспариваемый УФАС договор по Апраксину Двору), два по объектам инженерной инфраструктуры и один по движимому имуществу.
По информации "ДП", особо тщательной проверке подвергнутся договоры с истекшими сроками действия. Не исключено, что для таких объектов город на торгах захочет привлечь новых управляющих. В соответствии с гражданским законодательством договор доверительного управления имуществом заключается на срок не более 5 лет, говорят в комитете, а большинство действующих сегодня подписаны еще в 1999–2000–х годах.
Формат доверительного управления был популярен в начале 2000–х, но с тех пор почти не использовался имущественным блоком. Цель — реанимировать институт доверительного управления городской недвижимостью, уточняют в КИО. Сегодня в городской перечень объектов, подлежащих передаче в доверительное управление, входит 354 пункта. Анонсировалось, что его будут дополнять, в частности, и зданиями сельскохозяйственных рынков.
В планах комитета на год также имеется пункт о вовлечении в оборот неиспользуемой недвижимости (около 1000 объектов), в первую очередь нежилых помещений. Примечательно, что город возвращается к продаже недвижимости на территории Курортного района. Около 5 лет назад экс–вице–губернатор Михаил Мокрецов ввел мораторий на торги по зданиям на берегу Финского залива. Объяснялось это необходимостью комплексного преобразования территории, которое позволит создать здесь полноценную рекреационную зону.
От этого проекта новая администрация Смольного еще не отказалась. Но на декабрь были назначены первые торги по зданиям в Сестрорецке и Зеленогорске, они продолжатся и в 2020 году. На сегодня документы для аукционов готовы по нескольким десяткам объектов.
"Сейчас нами сформулированы основные направления, по которым мы видим необходимость первоочередной работы с целью налаживания системы управления госимуществом, — комментирует глава КИО Валерий Калугин. — Эта работа должна проводиться поступательно: инвентаризация, учет, распоряжение, управление. И мы к этому стремимся".