Уже несколько лет настроения малого бизнеса отнюдь не радужны. Новые налоги, законопроекты и инициативы привели к тому, что бизнесмены не видят никаких перспектив и светлого будущего всего этого сектора экономики.
Для петербургского МСБ 2019 год также принес неприятные сюрпризы: закон о запрете размещать хостелы в жилых домах, а также расширение эксперимента с налогообложением самозанятых на Ленобласть и Петербург. Кроме того, 2019 год — это первый год, когда малому бизнесу пришлось жить с повышенным НДС в 20%, в результате чего снизилась покупательская способность населения. Следующий год обещает быть годом застоя и стагнации.
Пульс слабый
По данным исследования Альфа-Банка "Пульс малого бизнеса", у предпринимателей усилился пессимизм в отношении общего состояния экономики в стране (индекс составил -73 пункта) и ситуации в собственной компании (-17 пунктов). Более негативные настроения малого бизнеса наблюдались лишь в 2015 году, в разгар кризиса.
86% предпринимателей считают, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, 82% отметили снижение покупательской способности населения. Представители малого бизнеса отметили, что им все труднее бороться за клиентов, конкуренция усилилась, при этом потребительский спрос падает, а налоговая нагрузка в 2019 году повысилась до 20% НДС. Также опосредованно повлияли обязательное введение онлайн-касс в малом ретейле, чипирование и маркировка одежды.
Самые пессимистичные оценки дали представители розницы и строительства, которые сильнее всех почувствовали снижение спроса со стороны клиентов, а также усиление конкуренции с крупным бизнесом. При этом довольно позитивен в своих оценках малый бизнес, работающий в секторе IT.
53% предпринимателей отметили снижение прибыли, 32% — снижение среднего чека и 35% — сокращение количества клиентов.
При этом по итогам прошлого года малый бизнес давал более позитивные оценки. Влияние на настроения тогда оказал прошедший чемпионат мира по футболу, который принес вместе с большим количеством иностранных гостей и высокие прибыли. Тогда 18% малых компаний, наоборот, отметили, что нарастили прибыль, 28% увеличили количество клиентов, а 24% заметили рост среднего чека.
Кризис не заканчивается
"Кризис в малом бизнесе не имеет тенденции к прекращению в условиях экономического застоя. В свою очередь, для преодоления показавших себя невыгодными экономических условий в России, которые сдерживают технологическое развитие, необходим комплексный подход, который должен включать докапитализацию банков, ремонетизацию экономики, сокращение налоговой нагрузки (прежде всего это касается НДС и плоской шкалы НДФЛ), смягчение условий ее администрирования, отмену повышения пенсионного возраста, усиление регулирования валютного рынка, реформирование системы стабфондов. То есть политика регуляторов должна быть изменена диаметрально. Однако сигнала о кардинальной смене курса во внутренней политике нет. Соответственно, вряд ли такие изменения возможны в ближайшем будущем", — считает Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс".
Эксперт добавил, что в области налоговой политики ощутимых изменений не планируется. Правительство вместо этого предлагает бизнесу "заморозку" существующих налоговых и законодательных условий, назвав ее механизмом соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Прирост расходов бюджета в 2020–2022 годах установлен законом на уровне 5,5%, 5,8% и 5,5%, что, по мнению Осина, предопределяет их возможное очередное реальное сокращение. Тем не менее точечного отраслевого эффекта, считает эксперт, следует ожидать от реализации национальных проектов.
"Банк России планирует продолжить снижение ставок, что предполагает сохранение сдержанных темпов прироста денежной базы и массы. Впрочем, важно отметить, что ноябрьский прогноз ускорения ВВП РФ в I квартале 2020 года до 1,2–1,3% свидетельствует в пользу итогового формирования ЦБ поддержки роста за счет ускорения среднесрочного прироста денежных агрегатов и базы.
Позитивное влияние на показатели российской экономики окажет активизация антидефляционных и стимулирующих мер на внешних рынках. Однако этого недостаточно, чтобы вернуть малому и среднему бизнесу условия для развития, которые этот сектор имел при номинальном росте ВВП в 20% и в отсутствие сдерживающих факторов в виде закредитованности нефинансового сегмента, высоких реальных процентных ставок, возросшего уровня налоговой нагрузки и законодательных новаций, ограничивающих спрос на инвестиции (таких как повышение пенсионного возраста). Темпы роста ВВП в 2020 году могут увеличиться до 2–2,5%, что соответствует застойному тренду последних 6 лет", — заключил Осин.
Эпоха застоя
Аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Корнеев прогнозирует, что 2020 год станет для малого бизнеса плавным продолжением 2019-го. Каких-то существенных изменений в худшую или, наоборот, в лучшую сторону эксперт не ожидает.
"То есть продолжит работать "регуляторная гильотина", но, как это и было ранее, не в глобальных масштабах, а применительно к отдельным, частным историям. Не стоит ждать ни экономических рывков, ни существенных провалов как в экономике в целом, так и в части работы малого и среднего бизнеса. Скорее всего, все останется в прежних рамках с поправкой на "плюс-минус". Мы, как и ранее, будем бороться за сохранение стабильности во всем, жертвуя при этом перспективами ускоренного развития", — отметил он.
При этом Корнеев добавил, что понимание важности роли малого и среднего бизнеса для нормального развития экономики государства все более отчетливо слышится в последних заявлениях первых лиц. Так что есть надежда, что в наступающем году если и не будут реализованы, то по крайней мере начнут рассматриваться значимые изменения в законодательстве и системе регулирования функционирования МСБ.
В отличие от Корнеева, который дал довольно сдержанную оценку будущего для малого бизнеса, его коллега Наталья Мильчакова, заместитель руководителя информационно-аналитического центра "Альпари", считает, что 2020 год не принесет для предпринимателей ничего хорошего.
"Изменения в сфере регулирования, и особенно налогообложения, малого бизнеса продолжатся. На малом и среднем бизнесе обязательно скажется, например, введение обязательной маркировки ряда непродовольственных товаров, в том числе оптики и парфюмерии. Это приведет к росту цен, хотя небольшому, но из-за повышения цен не все предприятия розничной торговли смогут выдержать конкуренцию, и речь идет прежде всего о небольших компаниях. Проект по внедрению налога на самозанятых заработает во всех регионах страны, что неизбежно скажется на количестве ИП, так как людям будет выгоднее регистрироваться в качестве самозанятых, чем содержать ИП", — отметила она.
Также эксперт добавила, что будут и некоторые позитивные моменты. Так, малый бизнес с 2020 года будет тоже обязан сдавать бухгалтерскую отчетность в ФНС только в электронном виде, как уже делает крупный бизнес. А большинство предприятий, работающих на принципе так называемой упрощенки (УСН), теперь не должны будут сдавать налоговые декларации, за исключением предприятий, не использующих онлайн-кассы. Для малого бизнеса будет также немного уменьшен налог на имущество — с 2,2 до 2%.
Минус хостелы, плюс налоги
Пожалуй, самые негативные прогнозы на 2020 год дал председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынкаАлексей Третьяков.
Предприниматель считает, что положение представителей МСБ будет ухудшаться. Причина — экономическая стагнация в стране, что влечет за собой обнищание населения и падение реальных доходов.
"Экономическая активность населения будет снижаться. Традиционно малый бизнес в основном реализуется в сфере потребительского рынка — торговля, услуги. Понятное дело, их это затронет в первую очередь. Вторая причина заключается в том, что в той же торговле все больше места на рынке занимают крупные компании — транснациональные торговые сети. Например, это традиционные ретейлеры с крупными сетевыми магазинами — "Пятерочка", "Перекресток", а также онлайн-ретейлеры — "Яндекс.Маркет", — считает Третьяков.
Для петербургского малого предпринимательства также настали не самые светлые времена. Так, в этом году прошла волна закрытия многих заведений и баров, открытых на первых этажах жилых домов (в первую очередь волна закрытий затронула улицу Рубинштейна) из-за жалоб местных жителей. Конфликт рестораторов и жильцов вынес на поверхность новую проблему для бизнеса: общепит не может исполнить все санитарные требования и нормы, установленные на законодательном уровне.
Третьяков также добавил к этому списку еще два пункта: "Самые большие два события, повлиявшие на малый бизнес в Петербурге в этом году, — это пресловутый закон Хованской, который ликвидировал большое количество хостелов, размещенных в жилых домах, а также расширение налогового обложения для самозанятых с 1 января еще на 19 регионов, включая Петербург и Ленинградскую область. Этот закон особого смысла не имеет. Но, по моему мнению, он преследует две цели — выполнение президентских указов и тотальный контроль над предпринимательством. Сейчас желающих идти в малый бизнес не так много, а президентские указы по наращиванию этого сегмента нужно как-то выполнить. Поэтому я считаю, что в категорию малого бизнеса для отчетности хотят включить и самозанятых", — заключил он.
Глава НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков, в отличие от Третьякова, смотрит в будущее с надеждой. По его мнению, 2020 год чем-то принципиально от 2019-го отличаться не будет: "Предпринимателям просто придется усерднее работать. Мы видим, что последние несколько лет экономическая ситуация глобально не меняется, и бизнес себя в этих условиях будет чувствовать тяжело. При этом, я уверен, появятся проекты, которые будут показывать сверхрезультаты. Я ожидаю такого, например, от сферы ресторанного бизнеса".