Компания "Максидом" готовится к сделке по покупке сети магазинов товаров для строительства Castorama. В Петербурге Castorama занимала два торговых центра. Ранее эксперты пророчили, что ими заинтересуется "Леруа Мерлен".
Castorama оставят
Как рассказал РБК председатель совета директоров ООО "Максидом" Александр Евневич, сейчас компания ведет переговоры с собственником сети Сastorama — британской компанией Kingfisher. Окончательное решение по сделке будет принято примерно к концу января 2020 года.
"Максидом" планирует оставить бренд Castorama, а не развивать сеть под собственным брендом. Также Евневич добавил, что сейчас обсуждается покупка юридического лица, которое владеет сетью в России ("Касторама Рус"). Сделка осуществится за счет собственных и заемных средств в равных долях.
"На данный момент нет ни сделки, ни суммы, ни сроков. Идет обсуждение подхода к оценке бизнеса Castorama с компанией "Эрнст&Янг", — рассказали "ДП" в пресс-службе компании "Максидом".
Пресс-служба Castorama не стала комментировать события, добавив, что официальное заявление появится после того, как станет известно, совершилась ли сделка.
Убыточная сеть
Об уходе британской Kingfisher из России стало известно в конце прошлого ноября. Компания решила сосредоточиться на ключевых для своей компании рынках. Продажи в России у компании не заладились: за 2 года корпорация получила здесь убыток в 8 млн фунтов стерлингов.
Известно, что помимо России корпорация Kingfisher прекратила деятельность в Испании и Португалии, где были также неудовлетворительные финансовые показатели. Как заявила тогда гендиректор корпорации Вероника Лори, Kingfisher сосредоточится только на тех рынках, где они уже имеют лидерские позиции. Компания работала в России с 2006 года.
В Петербурге Castorama принадлежат два торговых центра. Один из них располагается на Пулковском шоссе неподалеку от Пулковского парка. Второй центр находится на Дальневосточном проспекте, на котором, кстати, через два дома размещается магазин их прямых конкурентов — "Леруа Мерлен".
Согласно кадастровой карте, здание на Дальневосточном проспекте имеет площадь почти 12,6 тыс. м2, в эксплуатацию оно было введено в 2007 году. В том же году было введено здание на Пулковском шоссе, площадь которого составляет 13,1 тыс. м2.
Год назад девелоперы пророчили, что зданиями заинтересуется "Леруа Мерлен", которая в последние годы взяла политику на активное расширение сети.
"В то время как одни DIY-сети уходят из России, другие заинтересованы в расширении присутствия, развитии бизнеса в нашей стране и продолжают инвестировать. К последним двум относятся "Леруа Мерлен" и "Максидом". "Максидом", хоть и является местным игроком, по масштабам бизнеса и финансовым возможностям несопоставим с "Леруа", он является более гибким в принятии решений о покупке и, что особенно важно, в выборе локаций для новых гипермаркетов", — считает Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Петербурге.
Эксперт добавил, что французская сеть после поглощения финской "К-Раута" дополнительно нарастила присутствие в городе и при дальнейшем расширении вынуждена очень тщательно выбирать локации, чтобы не допустить каннибализации оборотов. Именно поэтому сетью в итоге заинтересовался "Максидом".
Новое лидерство
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании LMS Дмитрий Кумановский отмечает, что после сделки "Максидом" автоматически станет одним из самых крупных DIY-ретейлеров в стране.
"Максидому" сделка даст увеличение доли на рынке, в последние годы рынок сужается, потому что снижается спрос на покупку квартир, от этого параметра зависит DIY-ретейл. Связано это с уменьшением доходов населения. Для того чтобы продолжать увеличение своих финансовых показателей, "Максидом" занимается проведением сделок по слиянию и поглощению других компаний. У него серьезный конкурент в виде "Леруа Мерлен", которая проводит похожую политику", — рассказал эксперт.
При этом, отметил Кумановский, "Максидом" решил оставить бренд Castorama, потому что он ассоциируется у покупателей с европейским магазином. Кроме того, этот бренд нацелен на активных и молодежных покупателей, в то время как "Максидом" в большей мере подходит для более консервативной и спокойной аудитории. Таким образом, компания сможет захватить более широкий спектр клиентов.
"Важно помнить, что у Castorama было всего 19 гипермаркетов по всей России. И расположены они были большей частью на Северо-Западе, в Центральной России, на Кавказе и в Поволжье. Магазинов было мало, а сильных конкурентов в этих регионах было много. Получилось так, что клиенты выбирали либо местные сети, либо конкурентов Castorama. В этот магазин они приезжали сравнительно нечасто, и даже европейский статус не очень помогал увеличению посещаемости. Издержки на содержание сети были высокими, а продажи не росли", — объяснил эксперт.
При этом Кумановский отмечает, что, несмотря на убыточность этой сети, у "Максидома" есть все шансы превратить ее в хороший проект.
"У "Максидома" уже есть все необходимые ресурсы, он присутствует во многих регионах, имеет собственные склады, а также есть договоры на поставку определенных стройматериалов с хорошими оптовыми списками. За счет эффекта собственного масштаба "Максидом" может выйти в ноль или даже в прибыль по Castorama", — заключил Кумановский.