08:3116 января 202008:31
1795просмотров
08:3116 января 2020
На Гайдаровском форуме сегодня руководство ФНС обозначит изменения налогового администрирования в связи с цифровой трансформацией экономики.
Слово "цифровизация" звучит из каждого утюга. Налоговая сфера здесь на передовых местах. Однако стойкое ощущение — что фокус на самом процессе, а не на результате. Есть вещи, которые в XXI веке выглядят по меньшей мере странно. Дозвониться в линейную инспекцию до конкретного исполнителя — это день–два. Или почему справка об отсутствии задолженности выдается не сразу системой? Нужно ждать 5–10 дней, потому что в Налоговом кодексе так написано. Из свежих примеров — законопроект о расчете налоговыми органами УСН за налогоплательщика. Этот налог уменьшается до 50% на страховые взносы, итоговая сумма платится в бюджет. Вся информация есть у налоговиков. Тем не менее проектом предлагается, что налогоплательщик должен сам сообщить. На что расчет? Что забудет и бюджет по факту получит больше?
"Всевидящим оком" ФНС разве что не пугают детей. Но, например, система рассылает бизнесу автоматически миллионы требований о необходимости что–то пояснить. Суть запроса формируется автоматом, и часто разобрать и понять, что же нужно пояснить, без дополнительных вопросов невозможно. Кто–нибудь оценивает эту нагрузку? Нет, это же у бизнеса голова болит, пусть болит и дальше. Постоянные сбои в мегасервисах ФНС тоже притча во языцех.
Бизнесу по большому счету все равно, какой гильотиной ему будут отрубать руку: стальной или цифровой на блокчейне. Изменение парадигмы возможно, если в центре будет налогоплательщик и рост бизнеса. А пока на кухнях, говоря о налоговом контроле, вспоминают известную истину: "У носорога очень плохое зрение, но при его весе это не его проблема".
Дмитрий Костальгин, управляющий партнер Taxadvisor