Итак, правительственная революция, о необходимости которой так долго и много говорили, свершилась. Неожиданно — но настоящая революция всегда начинается вдруг.
Назначение руководителя налоговой службы главой кабинета министров можно толковать двояко. Это ведомство с точки зрения практики изымания денег у налогоплательщиков называют едва ли не самым эффективным в мире. Назвать лучшим — у налогоплательщика едва ли повернется язык. Хороший сайт и мобильные приложения для оплаты — это замечательно, но любой налогоплательщик хотел бы от власти большего, чем вежливость сборщика податей и взносов.
Лет десять назад один высокий российский начальник выразился, что для государства люди — это новая нефть. Сейчас мы понимаем, что он не очень–то и шутил. При каждом удобном случае власть напоминает, что настоящая нефть — это опора бюджета и государство «ничего не должно», а если что–то и отдает, то делает это исключительно по доброте душевной. Но налоговый расклад выглядит не совсем так.
Уже 3 года назад поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) превысили сумму налога на добычу полезных ископаемых. Правда, через год доходы от нефти снова выросли, но поступления от подоходного налога продолжили расти быстрее, чем средняя зарплата по стране. В Москве, к примеру, 2 из 5 рублей столичного бюджета — это именно НДФЛ.
Для России, где средние заработки в разы ниже московских, картина выглядит иначе. Подоходный налог обеспечивает примерно 10 % совокупных доходов бюджета, а вот НДС, который налоговое ведомство виртуозно собирает, обеспечивает пятую часть казны. Налоги на совокупный доход и имущество дают еще 5 %, социальные взносы — 20 %, и плюс 10 % — часть акцизов и таможенных платежей, оплачиваемых гражданами. Частные компании, принадлежащие россиянам, платят налог на прибыль, а это еще 5 % бюджета. Сложив проценты, увидим, что налоги «с людей» формируют две трети бюджета. Оставшаяся треть — доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых, а также от деятельности госкомпаний.
А согласно той части Конституции, которую сейчас переписывать не собираются, ресурсы страны тоже принадлежат ее гражданам, а государство в вопросе эксплуатации этих ресурсов должно быть не более чем посредником в вопросах платежей.
С платежами же все сложно. Как говорил сам Михаил Мишустин, если за последние 5 лет средний рост ВВП составлял 1,2 %, то рост налоговых доходов достиг 70 % (с учетом инфляции — около 40 %). Начальство научилось собирать налоги. Но правительство, по идее, должно собранные налоги распределять в интересах людей. А вот с этим сложнее, чем со сборами.
Взять хотя бы тот же самый малый бизнес. Как сообщил на днях глава Счетной палаты, в 2019 году с бюджетными ассигнованиями на поддержку малого бизнеса вышло так: на финансовую поддержку МСП израсходовали 60 % выделенных средств, на «акселерацию» — 73 %, а на популяризацию предпринимательства — чуть более 20 %. Но тут чиновников можно и похвалить за экономию — вид пустых витрин с табличками «аренда» действует на потенциальных малых предпринимателей сильнее, чем рассказы о выгодах само занятости и преимуществах приложения для налогообложения. Развитие малого бизнеса — это производная от роста доходов, а добиться этого (в отличие от увеличения налоговых сборов) прежнему правительству не удалось.
Теперь за экономический рост будет отвечать новый кабинет во главе с экспертом по налоговым изъятиям. И здесь начальство оказывается на развилке. Если оно действительно хочет добиться роста даже не экономики, а хотя бы малого бизнеса, ему придется что–то делать с государственными компаниями, действующими на том же рынке, что и частные, и забирающими у них клиентов. Чем больше государственных контор, тем меньше доля рынка, которая остается предпринимателю, тем более малому. Но начальство любит государственный бизнес, и вот почему. Собрав налоги с граждан, власть на эти деньги открывает предприятие и продает его товары и услуги «по рыночной цене». С точки зрения экономики это «тройное налогообложение». И экс–глава налоговой службы наверняка это знает лучше нас с вами.
Поэтому действительные приоритеты правительства мы увидим скоро. Если доля государства на рынке будет расти, то экономического роста придется ждать долго. А вот налоги получится собирать еще эффективнее.