Список агрегаторов пополняют не только стартапы, но и давние игроки.
Рынок агрегаторов уже довольно разнообразен: адаптировались к технологическим новшествам несколько десятков компаний. Лидерские позиции занимают Deliver (ООО "Веб Логистика"; в проект инвестировали Александр Мамут и Максим Воробьев) и Groozgo (ООО "КПД–Транспорт", с 2017 года входит в ГК "КПД"), а также биржа автоперевозок "АвтоТрансИнфо" (зарегистрирована в Петербурге, принадлежит Олегу и Ольге Кругловым).
При этом насыщенность аналогичными предложениями усиливает конкуренцию между компаниями. Каждая из них подчеркивает свою "уникальность", которая на самом деле сводится, как правило, лишь к наличию дополнительных опций. Но объединяющим звеном онлайн–сервисов, равно как и преимуществом, остается оптимизация логистических процессов, сокращение издержек и простоев, а также ускорение скорости оплаты. Это может быть особенно востребовано в условиях растущего объема грузовой корреспонденции в России.
Один из свежих примеров — планы "Грузовичкоф" по изменению бизнес–модели. Компания объявила о реорганизации путем присоединения ООО "ГрузовичкоФ–Центр" к ООО "Круиз" (принадлежит братьям Купаевым). Новый игрок продолжит работать под существующим брендом и рассчитывает на агентское вознаграждение 18–25% от каждого заказа. Мобильное приложение планируют запустить во II квартале 2020 года.
"Классическая модель автотранспортного предприятия имеет существенные ограничения с точки зрения масштабирования. Для выхода на новые (в том числе международные) рынки удобнее применять модель агрегатора, — пояснил PR–директор "Грузовичкоф" Александр Паршинцев. — Развитие бизнеса в рамках модели онлайн–сервиса логично с точки зрения эволюции грузовых перевозок. С одной стороны, порог входа уже достаточно высокий (нужно вкладываться в IT–инфраструктуру и маркетинг), с другой стороны, все только зарождается, и этот рынок будет быстро расти".
Петербургская компания уверена, что с помощью онлайн–сервиса сможет завоевать зарубежные рынки в секторе малотоннажных грузоперевозок.
Амбициозные планы строит московский агрегатор Fura ("ООО "Фрейтер", принадлежит Артуру Жажояну, Филиппу Газманову и Геворку Саркисяну). Стартап запустили в 2019 году. Он позиционирует себя как экосистему, включающую функции навигатора и агрегатора для большегрузов. Компания утверждает, что ее ежемесячный оборот составляет 50 млн рублей и с системой работают более 90 тыс. перевозчиков.
При этом сфера пока адаптируется к новым условиям. "Многие заказчики все еще хотят видеть фирму по организации перевозок с собственным автопарком, даже несмотря на то что такие компании не всегда обладают нужной эффективностью и конкурентной ценой. Так было и на заре агрегаторов такси, которые за пару лет завоевали рынок", — считает Филипп Газманов.
Основатели Fura утверждают, что число перевозчиков, подключающихся к агрегатору, еженедельно растет на 5–7%. Большая часть из них — индивидуальные предприниматели, у которых на балансе по два–три большегруза. Компания уверена, что агрегаторы конкурируют с традиционными транспортными предприятиями и серым рынком грузоперевозчиков.
В ПАО "МегаФон", запустившем цифровую платформу "МегаФон–Карго", считают, что рынок устал от множества сервисов, решающих узкие задачи, которые необходимо интегрировать с TMS (система управления транспортом) или учетными системами. Продукт сотового оператора позволяет автоматизировать транспортно–логистические процессы и отобрать для клиента выгодное предложение между перевозчиками.
"Малому бизнесу логистическая платформа дает возможность получить сервис со стоимостью перевозок уровня среднего и крупного бизнеса. Для крупного и среднего бизнеса это возможность получить взамен TMS логистическую экосистему, включающую в себя автоматизацию процесса транспортной логистики, интеграцию с транспортными компаниями, учетными и складскими системами, электронный документооборот, геолокацию и прочее, что гораздо дешевле настройки, интеграции и сопровождения собственной TMS", — поясняют в компании.
Партнер исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова сомневается в высокой востребованности грузовых "уберов". По ее словам, такой формат подходит для работы в секторе малотоннажных перевозок.
"Исключение — крупные перевозчики, которые пользуются агрегатором, чтобы снизить процент транспорта, возвращающегося порожняком. В остальном они предпочитают долгосрочные отношения с грузоотправителем. Не менее важный момент — безопасность. Конечно, бывают варианты продуманного страхования ответственности. Но нередки в этой сфере подмены, использование обманных схем. Мошенники, как мы знаем, иногда пользуются слабыми местами агрегаторов такси. Аналогичное встречается в грузоперевозках: есть большой риск уже не увидеть свой товар", — говорит Людмила Симонова.