Получило наконец Пулково статус открытого неба. Я оказался неправ, когда, опираясь на грустный опыт "Победы", предсказывал осенью обратное, — количество рейсов иностранных бюджетных авиалиний действительно увеличится. Но неправ я оказался лишь формально — потому что увеличится количество рейсов пока что лишь одной авиалинии. Она предсказуемо называется Wizz Air. Собственно, венгерский лоукостер уже давно летает из Петербурга в Будапешт.
Теперь розовые аэробусы полетят еще в четыре европейских города — Бухарест, Софию, Братиславу и Вильнюс. Что лишь подчеркивает формальность моей осенней неправоты — все дестинации лежат в Восточной Европе, хотя и здесь находится место условности: от Братиславы всего час езды на автобусе до Вены. И сами столичные словаки со дня ратификации шенгенских соглашений летают домой через Австрию, что лежит за искусственным холмом.
Безусловно, жить станет веселее. Бухарест открывает безграничные и мало кем пока изведанные просторы Румынии, где одновременно развивается уйма исторических городков. София — доступ к Черному морю, что особенно ценно, притом что сезонные билеты в Варну или Бургас стоят у "Аэрофлота" не меньше чем двадцатку (семьям даже с одним ребенком уже весело). Вильнюс — возможность добраться до Прибалтики без очередей на границах или познания специфики прикольного поезда Петербург — Калининград, который идет больше суток. В общем, для счастливых непользователей клише "там нечего смотреть, то ли дело Нью–Йорк" вариантов стало больше, что уже хорошо.
Wizz Air уже объявил о продаже билетов на лето, заявив стартовую цену 29,99 евро в одну сторону, включая налоги. И если вы поторопитесь распланировать выходные и праздники на год вперед, оформите себе приятный бонус. Но ключевое слово именно "поторопитесь" — самые дешевые тарифы имеют свойство быстро заканчиваться, более дорогие рискуют сделать путешествие с помощью Wizz Air невыгодным. Поскольку компания прочно занимает место в сегменте бюджеток без каких–либо "но" и "если", за каждый дополнительный шаг нужно платить. Багаж, статус priority, позволяющий проходить досмотр вне общей очереди, коляски, выбор места в салоне, еда и напитки — все свои "хотелки" нужно планировать точно так же заранее, иначе сами не заметите, как билет за 60 евро превратится в 200–300, а за такие деньги можно улететь и государственным перевозчиком. Вопрос лишь в направлении. И потом, если вы летите Wizz Air на 3 дня вдвоем в Вильнюс за 60 — это выгодно. Если же на море через Софию (оттуда до побережья 4 часа по шоссе) за 300 каждый — уже "хм".
Вопрос по договорам с прочими бюджетками, проявившими интерес к Пулково, пока открыт. В первую очередь с теми, что летают в Западную Европу (именно это я в первую очередь и подвергал сомнению). Давайте посмотрим, кто "стоит в очереди". Молдавский FlyOne c его пятью самолетами можно считать элементом ради искусственного удлинения списка. Испанская Volotea в Европе далеко не в лидерах, ее флот насчитывает около 40 машин. Опыт работы Петербурга с другим пиренейским перевозчиком — Vueling — показал, что именно дешевые перелеты достаются лишь счастливчикам. Учитывая то, что Vueling летает ночью, можно сказать, что его присутствие прошло для многих летающих горожан незамеченным (в отличие, кстати, от S7). Карта маршрутов Volotea понятна только совсем уж на западе Европы, и как она будет интегрирована в нашу жизнь — вообще непонятно (а раз непонятно, значит, компании сложнее получить выгодные условия).
Совсем другого уровня игрок — Ryanair. Та самая авиакомпания, услугами которой в своих опросах после перелетов интересуется Wizz Air. Гигант с жесткими, но несколько более выгодными и прозрачными условиями перевозок имеет огромный опыт с "открытым" небом. У этого "ирландца" несколько десятков базовых аэропортов, 368 самолетов и 225 обслуживаемых дестинаций. Ryanair мог бы эффективно работать и "на вход", и "на выход", но его условия к аэропортам такие же непримиримые, как и к пассажирам. "Пока у Пулково нет специальных предложений для лоукостеров, но более выгодные условия могут получить наиболее серьезные и быстрорастущие игроки" — такова позиция "Воздушных ворот Северной столицы".
Полагаю, более прозрачный ответ получить сложно: первым в повозку прыгнул Wizz Air, ему и ехать в ней дальше. Во–первых, спрут по имени Ryanair быстро расти уже не может, да и есть ли куда. Во–вторых, экономические отношения России и Венгрии развиваются как раз серьезно и быстро, что, видимо, подтвердит международный бизнес–форум Венгрия — Россия в начале апреля в Будапеште.
Но так или иначе небо открыто. Летим в Восточную Европу. Учитесь планировать быстро.