Среди всяких интересных показателей, о которых рассказывали участникам последнего собрания в Давосе, есть и Global Social Mobility Index — первый глобальный индекс социальной мобильности, включающий данные по 82 странам. Как пояснили авторы исследования, индекс разработан, чтобы политики могли определить сферы для развития социальных лифтов и человеческого капитала.
Эксперты World Economic Forum, создавшие новый рейтинг, утверждают, что государственные начальники, которые позаботятся о качественном здравоохранении, доступе к образованию, эффективности и открытости общественных институтов и так далее, получат немалый профит. "Повысив мировую социальную мобильность на 10%", возможно ускорить глобальный экономический рост, прибавив к нему за 10 лет 4,4%.
Правда, каждая страна в этом случае будет счастлива по–своему. Для экономики США, например, плюс 10% к местному Social Mobility Index будет означать плюс $870 млрд к ВВП за 10 лет. Для Китая — плюс триллион.
Россия в новом индексе находится на 39–м месте, впереди Болгарии и после Казахстана, и тоже, по идее, могла бы выиграть от 10%–ного роста социальной мобильности. Но в абсолютных цифрах этот выигрыш выглядит неубедительно. Дополнительные $180 млрд за 10 лет, да вдобавок "размазанные" по всей экономике? Без всякой вашей "мобильности" официальное состояние самых богатых российских семей увеличивается более чем на $50 млрд в год. Прибавьте к этому неофициальный рост богатства главных семей и поймете, что неоткуда у нас взяться мотивации бороться за "справедливые зарплаты, социальную защищенность и непрерывное обучение" (именно по этим параметрам среднемировые показатели Social Mobility — самые низкие среди всех индикаторов).
Граждане чувствуют, что их социальная мобильность — последнее, что волнует начальника, и пытаются спастись собственными руками. За последние 10 лет каждый третий россиянин сменил профессию, а в следующие 10 лет "сменить судьбу" планирует половина сограждан. Причины?
Четверть говорит о разочаровании в призвании (считают себя неудачниками), другая четверть — о профессиональном выгорании и стрессе (подразумевая хамское отношение со стороны начальства), а половина рассчитывает больше зарабатывать. Требования к "справедливой минимальной зарплате" совсем невысоки. Около 100 тыс. в столичных городах, около 50 тыс. — во всех остальных.
Начальник заорет: что, так много?! А вы посчитайте месячные расходы работающего человека в Петербурге. По минимуму. 10 тыс. — самый дешевый маркет. 10 тыс. — переезды по городу (на кредитной машине, или такси туда–обратно, или с пересадками). Поесть днем — 200–рублевый ланч умножьте на 22 рабочих дня, получится еще 5 тыс. Коммуналка — еще 10 тыс. Если снимать квартиру — прибавьте сами. 10 тыс. — платеж по кредиту (это еще немного). Без одежды, лекарств, мобильной связи, отдыха… И если зарплата оказывается сильно меньше расходов, эту разницу человеку надо где–то взять. Возьмем легальные варианты. Вторая, третья работы, халтуры, фриланс. Белка в колесе. И везде — низкая производительность, о которой так сокрушаются российские начальники. А как вы думали? Как вы платите, так люди и работают.
И в заключение — всем, кто задумывается о карьерном, социальном, профессиональном и прочем лифтах, следует перечитать русскую литературу. Там — помните — у классика рассказано, как три кандидата на топовую позицию расписывают главному акционеру свои достоинства, навыки и всякие такие professional skills. Докладывая о своих перспективах и амбициях, первые двое предлагают реализовать глобальные проекты.
Например, оказание услуги, в мировом масштабе решающей проблему доступного высококачественного питания. Следующий проект — создать высокотехнологичное производство востребованного потребительского товара, также вытеснив с мирового рынка всех конкурентов.
Ну а претендент номер три не парится по поводу всех этих сложностей, а прямо заявляет о готовности к интимным отношениям с собственником. Угадайте с трех раз, кто займет главный кабинет.
Ну, конечно. "Три девицы под окном…" "Приготовила бы пир" — вот тебе поварешка и плита. "Наткала бы полотна" — станок и фабрика. Ну а третьей — корона, кровать слоновой кости и прочее. Александр Сергеевич, наше все, гений.