ООО "Газпром экспорт", петербургская "дочка" "Газпрома", добилось запрета на использование своего фирменного наименования московской компанией ООО "Газпром экспорт".
Как следует из материалов арбитражного дела, петербургская компания существует около 50 лет, занимаясь поставками природного газа, газового конденсата, нефти и продуктов их переработки на экспорт. В апреле–мае прошлого года, как представитель истца заявил суду, компании стало известно, что московское ООО "Газпром экспорт" ведет переговоры о поставках нефтепродуктов и предлагает заключить договоры от имени истца.
При этом такие действия ввели в заблуждение некоторые фирмы: компании приняли московскую фирму за "дочку" "Газпрома". Как пояснил в суде представитель петербургского "Газпром экспорта", это привело к тому, что контрагенты московской компании, заплатив за товар, не получили заказанную продукцию. Пострадавшие фирмы обратились в правоохранительные органы с заявлениями о возбуждении уголовных дел по ст. 159 УК (мошенничество), указано в материалах арбитражного дела.
Истец обладает исключительным правом на фирменное наименование ООО "Газпром экспорт" с 11 октября 2006 года, тогда как ответчик был зарегистрирован в ЕГРЮЛ с одноименным названием и аналогичной организационно–правовой формой только 28 февраля 2019 года. При этом обе компании занимаются тождественными видами деятельности — продажей газа и нефти и продуктов их переработки.
Анастасия Кузнецова, партнер юридической компании Claims, отмечает распространенность подобных споров. "В данной ситуации интересно правовое основание иска: он заявлен из–за незаконного использования именно фирменного наименования — ООО "Газпром экспорт", а не, скажем, товарного знака "Газпром", — обращает внимание эксперт. Выбор иного правового основания иска в данной ситуации, как поясняет Анастасия Кузнецова, связан, скорее всего, со сложной структурой владения товарным знаком "Газпром" внутри группы компаний. Поэтому, вероятно, иск ООО "Газпром экспорт" был заявлен именно из–за фирменного наименования.
Арбитражный суд Москвы, рассматривавший иск петербуржцев, запретил столичному "Газпром экспорту" использовать это название.
В Claims говорят, что такие решения на практике исполнимы. Поскольку даже чисто экономические общие расходы ответчика, связанные с исполнением такого судебного акта, как правило, ниже, чем расходы и риски, которые могут возникнуть в случае неисполнения. Так как в этом случае возможна административная и уголовная ответственность. Кроме того, закон предоставляет истцу дополнительную возможность для стимуляции ответчика к исполнению судебного решения. Так, петербургский "Газпром экспорт" может заявить в суде требование о присуждении ему компенсации, если ответчик не исполнит решение арбитража. Правда, следует сделать оговорку: суд, определяя размер такого взыскания, будет руководствоваться принципами справедливости, соразмерности и т. д., что, естественно, не гарантирует астрономической компенсации.
Эксперты говорят, что крупные компании тщательно защищают свое фирменное наименование или товарные знаки. Одной из наиболее активных компаний на этом направлении, по словам Анастасии Кузнецовой, является КамАЗ. Предприятие неоднократно обращалось в арбитражный суд и как минимум в нескольких делах добилось успеха в спорах с ответчиками, использующими обозначение "Камаз" в своих наименованиях — к примеру, в делах против Старооскольского автоцентра "Камаз", "Камаз–сервис–евро" и "Камаз–Клин".