В четверг Выборгский судостроительный завод (входит в ОСК) спустит на воду третий траулер проекта КМТ01 "Белое море"
Серия из четырех траулеров строится по заказу АО "Архангельский траловый флот" (входит в Северо–Западный рыбопромышленный консорциум, СЗРК). Закладка "Белого моря" состоялась 25 мая 2018 года. Передача заказчику запланирована на весну 2022 года.
Проект нового поколения морозильных траулеров разработало Морское инженерное бюро совместно с норвежским Skipsteknisk. Судно обладает размерами 86 на 17 м, будет иметь ледовый класс Ice3 с усилением корпуса до класса Arc4, оно предназначено для работы в Северном рыбохозяйственном бассейне. На борту каждого траулера разместится фабрика по переработке рыбы мощностью до 160 т в сутки, а также современный траловый комплекс.
Контракты на строительство серии стороны подписали в марте 2016 года. На данный момент траулеры находятся в разной степени готовности.
Головной из них — "Баренцево море" — был спущен на воду в декабре 2018 года. В мае 2019–го это произошло и с первым серийным траулером ("Норвежское море"). "Белое море" — третий в проекте. Четвертый пока находится на строительстве в эллинге. Он получит название "Балтийское море" и будет передан заказчику в 2022 году. Общая стоимость контракта не озвучивалась, но, по данным "ДП", она составляет $260 млн.
С 2019 года правительство РФ стало выделять дополнительные квоты рыбопромышленникам только при условии, что те будут инвестировать в строительство судов на российских верфях. На тот момент средний возраст рыбопромыслового флота оценивался в 28 лет. По данным Росрыболовства, к концу 2019 года в рамках этой программы российские заводы заключили с рыбаками договоры на строительство 43 судов с общим объемом инвестиций 166 млрд рублей.
По данным ОСК, на четырех заводах корпорации размещены заказы на строительство 36 рыбопромысловых судов с общим бюджетом около 150 млрд рублей. Сейчас ведется строительство 20 из них. К созданию еще 15 планируется приступить до конца 2021 года.
Однако заказчики сетуют, что верфи не справляются со сроками поставки. Так, "Баренцево море" планировалось передать заказчику в июле 2019 года. Однако затем стороны подписали допсоглашение о переносе срока (по данным "ДП", на июль 2020 года).
По оценке исполнительного директора СЗРК Сергея Несветова, в целом задержка по судам, которые строятся в Выборге, превышает год. "И это большая проблема. В итоге мы можем лишиться инвестиционных квот, которые являются мерой поддержки, несмотря на то что выполняем свою часть условий по договору с властями", — сказал Несветов. По его словам, компания надеется, что Росрыболовство продлит существующие договоры на закрепление инвестквот.
Судостроители, в свою очередь, отмечают, что проблема срыва сроков характерна для всей отрасли. Причины — от задержек при проектировании до недостатка оборотных средств и нехватки персонала.