Какими бы соблазнительными ни были классические музыкальные блюда недели, очередь, как в "Макдоналдс" 1990–х, выстроилась в сторону классики голливудской. Но мы–то знаем: счастье есть не только в узнаваемых саундтреках Ханса Циммера. Гастроли прославленного оркестра в филармонии и большая оперная премьера в Мариинском театре — явления редчайшие, дорогого стоят.
8 февраля
Ледовый дворец: Мир Ханса Циммера
Знатнейший кинокомпозитор, обладатель "Оскара", "Золотых глобусов" и "Грэмми", автор музыки ко всему, чему только можно: от "Человека дождя" до "Короля Льва" и от "Интерстеллара" до игры Call of Duty, — сам Ханс Циммер разъезжает по миру с суперсимфоническим шоу. Ну как не засвидетельствовать почтение? Впрочем, лично не удастся: Ханс Циммер ни на чем не играет (хоть и умеет), а только руководит. На сцене увидим и услышим магически–эзотерическую Лизу Джерард (потому что пела в "Гладиаторе"), этнофлейтиста и дудукиста Педро Юсташа (записался для "Пиратов Карибского моря" и "Кунг–фу панды"), но прежде всего — нормальный такой симфонический оркестр со специально для него аранжированными сюитами. Ну и видео, конечно: обещаны сцены из любимых фильмов Циммера и закулисные съемки. Кому билетов не хватит, можно видеоальбом с записью тура купить — он уже вышел на Sony Classical.
9 февраля
Большой зал филармонии: Антверпенский симфонический оркестр
Редчайший случай в филармонической практике последних лет — визит целого большого (и по количеству занятых музыкантов, и по месту в мировой табели о рангах) симфонического оркестра. Почтенный европейский коллектив, которым до сих пор занимаются его прежние главные дирижеры Филипп Херревеге и Эдо де Ваарт, меняет названия и руководителей как перчатки. То он был Филармоническим, то Фламандским, то Королевским (когда, например, приглашал Гию Канчели в Нидерланды как composer in residence), а теперь стал просто Антверпенским — можно запутаться, но не стоит. В 2019 году оркестр пригласил на пост главного дирижера китайскую новейшую звезду Элим Чан. Уроженка Гонконга училась в Америке (сначала на врача), в 28 лет победила в престижнейшем лондонском дирижерском конкурсе. Теперь ей 33. Это самая молодая главная дирижерка (феминистический новояз как нельзя более уместен) за всю историю Антверпенской симфонии. Программу везет интернациональную: чешский победитель брюссельского Конкурса им. королевы Елизаветы Лукаш Вондрачек сыграет Третий фортепианный концерт Рахманинова, а фламандцы ему в ответ — Восьмую симфонию Дворжака. Немного жаль, что нам исполнят академический золотой стандарт, а не что–либо незнакомое и заковыристое. А может быть, и наоборот — к лучшему.
13 февраля
Мариинский театр — 2: премьера оперы Родиона Щедрина "Лолита"
Опере по роману Набокова на собственное либретто Щедрина почти 30 лет, но мы с вами имеем честь лицезреть всего четвертую ее постановку. Первая прошла в Стокгольме в 1994 году под управлением Мстислава Ростроповича: голливудские обладатели прав на роман Набокова разрешили показ лишь на языке, на котором говорят не более 8 млн человек в мире. По–русски "Лолиту" впервые спели в Перми в 2003–м. По–немецки — в 2011–м. В Национальном оперном театре Праги в 2019–м пели по–русски. Эту самую постановку теперь переносят в Мариинку, причем вместе с главными исполнителями. Смертоносную нимфетку Лолиту и там и тут поет мариинская артистка Пелагея Куренная, темные исповеди Гумберта Гумберта мастерски освоил выпускник Гнесинки Петр Соколов, мать Лолиты — Шарлотта — солистка театра "Зазеркалье" Дарья Росицкая, и только партию стопроцентного мерзавца Клэра Куильти учат исключительно мариинские солисты под управлением того же, что в Праге, дирижера Сергея Неллера. Впрочем, маэстро Гергиев сам встанет за пульт на премьере. Спектакль режиссера Славы Даубнеровой и сценографа Бориса Кудлички кинематографически достоверен — 1960–е как они есть. Вагончик–трейлер в полный рост, мигающая видеопроекциями реклама, драматическая точность хоровых сцен и вязкий музыкальный нуар. Надо слушать. И смотреть тоже надо.