Оказался зимой в Испании и на радостях (эмоции всегда отупляют) решил по старой привычке включить забытый режим: "Вот ведь какие здесь продукты хорошие! Не то что у нас, провалиться им всем…"
Но слишком частое цитирование господина Скуперфильда отупляет не меньше. Лучший способ излечения от скоропалительных высказываний (самая востребованная интернетом пища) — это спор с самим собой. Тем более что с 2014 года, когда Россия ввела эмбарго на ввоз довольно большого количества продукции из стран Евросоюза, кое–что на самом деле изменилось.
Если внимательнее смотреть по сторонам, можно сделать вывод, что стало у нас как–то по–феодальному достойно. Найти можно что угодно, вопрос лишь кошелька. И необходимости. Да, томатина (замазка из свежих помидоров для тостов) из испанских томатов получается классная, и чем дольше здесь находишься, тем меньше способность обходиться без нее по утрам. Но испанские помидоры в Испании и те, что дозревали когда–то на складах в российских магазинах, — продукты столь же разные, как гребешок из Охотского моря и тот желтоватый, что выращивают то ли китайцы, то ли разводчики (или разносчики) пангасиуса в устье реки Меконг, которая чего только не укрывает своими маслянистыми водами.
В среде тех, кто у нас дома чувствует себя расслабленно, часто слышны разговоры: за свежими арбузами надо ходить туда–то, а если хочется клубники в феврале — сюда. То есть следует знать "грибные" места. Здесь налицо разница с европейским менталитетом, которая лишь укрепляет идеологов эмбарго в правильности своего выбора. Если вы приедете на север Хорватии в мае и потребуете черешни, вам в ответ разведут руками и скажут, что она едва–едва пошла где–то на юге, у Сплита. То же самое, кстати, с арбузами в Испании: в январе их здесь никто не ест, потому что это противоестественно. А раз никто не ест, значит, нет и оборота. Оборота нет: зачем магазинам ждать отдельного сумасшедшего? "Подари мне на елочку маленького ангела, чтобы он был как кротик и целовал меня клювиком", — эта литература до сих пор про нас. При этом европейцу и в голову не придет переться за сотню километров в магазин за несбыточной мечтой: гипермаркет любой сети даст ему плюс–минус все что нужно.
Принцип сезонности соблюдают и финны, и скандинавы, которые при этом ох как любят в своем полумраке поесть чего–нибудь азиатского (для нас, напомню, разрешенного). В декабре перед вами сурово насыплют в ящики брюквы и репы, которую положено употреблять в это время. Это никак не мешает следовать рекомендации Всемирной организации здравоохранения съедать не менее 400 граммов овощей в день. Засадить зимой капрезе из качественных томатов — практически нереализуемая затея для широких масс, а вот получить витамины прямо из земельки — вполне приемлемая история для тех, кто вырос на севере.
Но немного поизводить себя нереализуемыми мечтами бывает даже полезно. Собственно, импортозамещение — как раз из этого разряда. Российские сыроделы научились обходиться без пальмового масла. Правда, цены на свой сыр пока сравнимы с теми, за которые в люксовых универсамах предлагают швейцарский. "Конвейерный" до сих пор непригоден к употреблению, здесь нам тянуться и тянуться к стабильному качеству тех же испанских супермаркетов.
Кроме того, в Петербурге появились места вроде Василеостровского рынка, где за относительно короткое время сломали прежние стереотипы о процессе похода за покупками. Вместо копания в кошельке и беспощадного торга с дядями и тетями с хитрым взглядом на Ваське — красивые прилавки с абсолютным ассортиментом и возможность платить за все это банковской картой. Нравится не только островитянам: знакомые, проживающие в отдаленных районах, говорят, что "приедут еще".
Но заместить импорт — недостаточно. Чтобы было интересно тратить деньги, необходимо создавать привычки доверять своим. Именно это пока существенно различает посетителей наших крупных универсамов и европейских, где лежит действительно качественная, а не никому не нужная лежалая "запрещенка".
Мы верим себе в специально отведенных местах. Лучше, чем было, но недостаточно, чтобы считать процесс завершенным.