13:2707 февраля 202013:27
530просмотров
13:2707 февраля 2020
Эпидемия коронавируса сегодня оказывает довольно существенное влияние на всю мировую экономику. Эксперты проводят параллели с атипичной пневмонией в 2003 году, после вспышки которой рынки лихорадило еще несколько месяцев. Стрит-ретейл – важная составляющая экономики. Поэтому сегмент, естественно, почувствует на себе влияние болезни из Китая.
В Петербурге эхо вируса уже отзывается резким сокращением числа китайских туристов, которые активно посещали кафе, рестораны, сувенирные лавки и другие заведения формата стрит-ретейл. Из-за вымывания китайского сегмента петербургские компании, бизнес которых связан с туристической отраслью, ожидают в 2020 году падения доходов до 30%.
Одним из главных негативных эффектов коронавируса будет разрушение глобальных цепочек поставок, притом что КНР занимает значительную долю в мировом экспорте. Таким образом, торговый бизнес, ориентированный на китайскую продукцию, будет испытывать сложности с товарными запасами. Если ситуация затянется, он будет вынужден менять поставщиков, переориентироваться на другие рынки или вовсе закрыться. По мнению экспертов, в первую очередь это коснется магазинов, торгующих электроникой, произведенной в Китае. Пока в городе есть товарные запасы, но в скором времени ситуация может измениться.
Тем не менее, как любой другой кризис, эпидемия может открыть и новые возможности. Прежде всего для интернет-торговли, которая стремится стать серьезным конкурентом большого количества офлайн-форматов в стрит-ретейле. Продукты, косметика, одежда, обувь и аксессуары уже успешно продаются онлайн. Страх эпидемии только увеличит спрос на данный формат. Это не означает, что упадут ставки аренды помещений на первых этажах. Скорее, рынок будет понемногу переформатироваться. В первую очередь в сторону оптимизации площадей. Будут открываться магазины с небольшим ассортиментом на полках. Все остальное можно заказать через интернет и получить в этом же магазине, который одновременно является пунктом выдачи, либо оформить доставку на дом. Мы уже наблюдаем развитие в помещениях первых этажей таких форматов, как мини-хабы — пункты, где складируется запас скоропортящихся и часто заказываемых товаров. Такие точки, из которых осуществляется доставка, распределены по разным районам города. Кроме того, мини-хабы работают как классический магазин и пункт выдачи. Невольно воспользовались ситуацией и аптеки, которые отмечают рост оборота защитных, противовирусных, профилактических и иммуномодулирующих средств.
По сравнению с торговыми центрами стрит-ретейл вполне может оказаться в выигрышной ситуации. Сегмент менее подвержен снижению трафика: покупатели будут охотнее посещать места, где не скапливается большое количество людей. К тому же там можно совершить покупку быстро и рядом с домом. Петербургский стрит-ретейл, конечно же, ощутит на себе влияние коронавируса. Но при правильно выбранной стратегии бизнес не только сохранит свои позиции, но и улучшит их, а коммерческие помещения на первых этажах по-прежнему останутся интересным объектом для инвестиций.
Марина Пузанова, директор по развитию группы компаний RENTA