Российские интернет-магазины сократили отрыв от AliExpress по выручке и числу пользователей на российском рынке e-commerce. Так, оборот Wildberries уже сопоставим с показателями "AliExpress Россия", по числу покупателей Wildberries и Ozon сократили отставание до 6–8%.
Российские онлайн-ретейлеры сократили разрыв с AliExpress, которая работает в РФ через "AliExpress Россия", по месячной аудитории сайтов, подсчитали в инвестбанке JP Morgan Cazenove. Так, в декабре 2018 года число пользователей AliExpress превышало количество пользователей российских площадок на 70–105%. В декабре 2019 года разница сократилась до 6–8%: у AliExpress было 18,3 млн пользователей, у Wildberries и Ozon — 17,2 млн и 16,9 млн соответственно.
Оборот Wildberries уже сопоставим с аналогичными показателями "AliExpress Россия". По итогам 2020 года российская компания может обойти по этому показателю зарубежного конкурента, полагают аналитики. Wildberries оценивает свой оборот в 2019 году в 223,5 млрд рублей, AliExpress его не раскрывает. В Wildberries заявляют, что по итогам этого года оборот компании вырастет до 440 млрд рублей за счет открытия новых пунктов выдачи заказов и выхода на новые рынки.
Успех AliExpress на рынке РФ заставил российских конкурентов торговой площадки изменить стратегию работы, отмечается в отчете. Wildberries и Ozon, в частности, совокупно увеличили инвестиции в логистику и доставку с $50 млн в 2015 году до $500 млн в 2019-м. В результате компании увеличили свои складские мощности и число точек самовывоза.
В течение ближайших 5 лет, прогнозирует JP Morgan, внутренняя онлайн-торговля в России продолжит существенно опережать трансграничную. В этой ситуации AliExpress в России может оказаться в невыгодном положении, если не будет делать крупные инвестиции в логистику. Между тем в "AliExpress Россия" заверили "Коммерсант", что инвестиции в логистику являются приоритетом компании на ближайшее время: "Это и новые маршруты, и расширение пула партнеров", — отметил представитель онлайн-ретейлера.
Рынок онлайн-торговли в России, включая внутреннюю и трансграничную, в 2019 году вырос на 25% и достиг 2,07 трлн рублей, оценили в JP Morgan Cazenove. За прошлый год российские пользователи интернет-магазинов сделали 814 млн заказов. Проникновение онлайн-торговли достигло 6,2%. По объему этого рынка РФ занимает 10-е место в мире, а по темпам роста — третье. Для сравнения: по оценкам аналитического агентства Data Insight, российский онлайн-рынок превысил 1 трлн рублей. С оценками объема рынка JP Morgan не согласен и глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов.
"По внутреннему рынку нет и 10% роста, а по трансграничной торговле в прошлом году было падение. Вокруг рынка онлайн-торговли надувается потенциальный пузырь для инвесторов. Откуда рост, если у населения нет денег? Даже если e-commerce откусывает у офлайна, доля онлайн-торговли за последние 10 лет так значимо не выросла", — заявил он газете.