Более полугода ПО "Возрождение" пытается поучаствовать в конкурсе на реконструкцию участка трассы М–10.
Аукцион на реконструкцию участка трассы М–10 "Россия" в Ям–Ижоре и строительство путепровода с начальной ценой почти 2,8 млрд рублей ФКУ "Упрдор "Северо–Запад", курирующее в регионе федеральные трассы, объявило еще 28 июня 2019 года. С тех пор дорожники никак не могут заключить контракт, хотя подрядчика за это время выбирали уже дважды.
Не тот товар
С результатами конкурсных процедур, как и с действиями заказчика в рамках этих процедур, не согласно АО "ПО "Возрождение", обращения которого в ФАС и судебные инстанции тормозят проект уже более полугода. Первую жалобу в ФАС России компания подала в начале июля, требуя внести изменения в конкурcную документацию. Определение поставщика было приостановлено, а сроки подведения итогов аукциона перенесли на сентябрь.
Когда дело дошло до рассмотрения заявок в первый раз, из трех участников один сам отказался, еще одного не допустили, и победителем признали московскую компанию "Евротрансстрой" (ЕТС). Недопущенным до торгов оказалось "Возрождение", поскольку в его заявке были указаны показатели товаров, не соответствующие требованиям документации, посчитала конкурсная комиссия. С таким решением подрядчик не согласился и пожаловался антимонопольщикам во второй раз. В ФАС жалобу признали обоснованной и предписали ФКУ пересмотреть заявки.
Повторно аукцион провели в октябре, участвовали "Возрождение" и ЕТС, однако петербургскую компанию не допустили: в своей заявке она указала товары, не соответствующие потребностям заказчика. После очередной жалобы "Возрождения" в ФАС аукцион вновь был приостановлен, и заключить контракт с ЕТС снова не получилось.
После этого Упрдор пошел в Арбитражный суд Москвы обжаловать решение и предписание ФАС по отмене итогов аукциона и назначению новой даты рассмотрения первых частей заявок. Это было в октябре 2019 года.
"В настоящее время процедура проведения электронного аукциона приостановлена в связи с судебными разбирательствами. Арбитражный суд г. Москвы встал на сторону ФКУ "Упрдор "Северо–Запад" и признал решение и предписание ФАС России недействительными", — прокомментировали "ДП" в ФКУ.
На все случаи жизни
Помимо московских разбирательств идет процесс и в Арбитражном суде СПб и ЛО — по искам "Возрождения" об оспаривании торгов.
"В одном иске мы просим в рамках текущих торгов отменить протоколы и заново пересмотреть заявки, а вторым иском полностью обжалуем торги. Выбрали такой способ борьбы, поскольку не понимаем, какое решение примет Арбитражный суд Москвы. Если в столице апелляционная инстанция 27 февраля вернет решению ФАС законную силу, то мы остановимся на иске в рамках существующих торгов ради процессуальной экономии, чтобы заказчику не проводить новые торги, а просто заново рассмотреть первые части заявок", — пояснил "ДП" адвокат Денис Евдокимов, представляющий интересы "Возрождения".
В петербургском арбитраже заседаний по существу пока не было, их все время откладывают. Евдокимов полагает, что судья хочет дождаться решения в Москве, поскольку материальная сторона дела совпадает в обоих процессах.
Урной не вышли
"Основание для отказа ("Возрождению". — Ред.) высосано из пальца. Они говорят, что наши сведения, указанные в первой части заявки, не соответствуют проектной документации, при этом их требования, на основании которых мы заполняли заявку, также не соответствуют проектной документации. В этом основная наша позиция. Мы представили все в соответствии с установленными ими требованиями в соответствующем приложении. Смешная история, если честно. Один раз, например, компании отказали из–за формы урны. Надеемся на исход московского разбирательства в нашу пользу", — прокомментировал Денис Евдокимов.
Это не первая попытка "Возрождения" поучаствовать в аукционах ФКУ "Упрдор "Северо–Запад". Пока еще ни разу его не допустили. Так, в 2017 году после жалобы "Возрождения" ФАС отменили итоги закупки Упрдора общей стоимостью почти 2,5 млрд рублей на капремонт двух участков трассы А–181 "Скандинавия" от Выборга до Светогорска с нулевого километра по 10–й км и с 24–го по 40–й км. Оба участка были в одном лоте, что в антимонопольном ведомстве после жалобы "Возрождения" посчитали необоснованным укрупнением. В итоге закупку разделили на два лота: за 957 млн и 1,596 млрд рублей, но контракты достались компании "ВАД".
В том же году "Возрождение" спорило и по закупке на строительство путепровода на 105–м км федеральной трассы А–121 "Сортавала" почти за 1,2 млрд рублей. Победителем торгов стала компания "ЕТС", однако жалобу "Возрождения" признали обоснованной и закупку вернули на этап подачи предложений. В конце 2017 года ход тендера был приостановлен ФАС по повторной же жалобе "Возрождения", но в итоге контракт был заключен с ЕТС.
Давняя история
Эксперты полагают, что "Возрождение" системно не пускают на федеральные объекты.
"Мне думается, что корни этой вражды уходят в 2008 год, когда скандально известная компания "Флора" пыталась выйти на строительство участков КАД и выиграла три лота (конкурс проводила Дирекция КАД, подведомственная Упрдору. — Ред.). Тогда вся ассоциация ("Дормост". — Ред.) встала на дыбы, мы отправили открытое письмо тогдашнему министру транспорта Игорю Левитину, одним из инициаторов которого выступало "Возрождение". Это отправной пункт той самой вражды и есть", — считает директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов.
В Упрдор "Северо–Запад" на это отвечают, что все контракты на проведение любых видов работ на автомобильных дорогах федерального значения заключаются управлением по итогам проведения конкурсных процедур в соответствии с законодательством РФ. "Победителем становится компания, отвечающая всем требованиям, изложенным в конкурсной документации, обладающая необходимым опытом, технологиями, имеющая в штате квалифицированных сотрудников. При проведении торгов обеспечивается прозрачность всех процедур", — прокомментировали в ведомстве.
Скоро весна
Адвокат, представляющий интересы "Возрождения", полагает, что в марте вся история с закупкой по строительству путепровода на трассе М–10 так или иначе закончится. От вынесенных судебных решений зависят и сроки начала работ на объекте. Изначально предполагалось, что все они будут выполнены к сентябрю 2023 года. Теперь эти сроки, вероятно, будут корректироваться, поскольку из–за обеспечительных мер, наложенных судом по ходатайству "Возрождения", компания "ЕТС" не может приступить к исполнению контракта.
Новый путепровод над проезжей частью М–10 в Ям–Ижоре должен развязать транспортный узел по направлениям в Колпино и Пушкин. Помимо того, контрактом предусмотрен ремонт моста через реку Ижору, строительство разворотной петли с путепроводом через М–10 на 673–м км, реконструкция пересечения федеральной трассы с Павловской и Пушкинской улицами и другие работы.