Суд ввел процедуру наблюдения в "Метрострое", хотя казалось, что со сменой менеджмента такие риски исчезнут. Эксперты видят организационные плюсы, однако компания может остаться без новых тендеров.
Процедура была введена в рамках банкротного иска, поданного в марте 2019 года московским АО "Ариэль Металл", которому "Метрострой" задолжал чуть больше 5 млн рублей. Сейчас в списке истцов также ЗАО "Метробетон", торговая компания "Гермес" и ООО "Таск".
И.о. директора "Метростроя" Сергей Харлашкин сказал "ДП", что процедура наблюдения была неизбежной. "Очень тяжело. Суммарно исков сейчас более чем на 5 млрд рублей, на оборотку ничего не оставалось. Это плановая процедура по финансовому оздоровлению. Мы сможем отбиться от исполнительных листов и выплат кредиторам, будет стройная очередь кредиторов, с каждым можно работать индивидуально. Плюс мы сможем совершать текущие платежи, в первую очередь по закупке материалов".
Через полгода процедуры наблюдения, по его словам, можно будет выйти на полную мощность. Но уже сейчас "Метрострой" планирует зарабатывать и направлять средства на сокращение долгов и на нормальную хозяйственную деятельность.
Адвокат и специалист в сфере антикризисного управления и несостоятельности (банкротства) Арутюн Саркисян подтверждает, что введение процедуры наблюдения позволит перевести погашение текущей задолженности предприятия из привычного для него "ручного режима" в правовое поле и "снизит градус напряженности". "Также будет введен мораторий на штрафные санкции по обязательствам должника, что позволит оптимизировать долговую нагрузку", — прокомментировал он.
Но процедура наблюдения, по словам адвоката, будет иметь обратную сторону: участие компании в новых тендерах может оказаться затруднительным, если не невозможным. Также теперь не исключены сложности с исполнением в текущей редакции мирового соглашения с ФНС, так как необходимо соблюдение прав иных кредиторов. Напомним, из–за задолженности почти 1 млрд рублей налоговики в январе прошлого года подали к "Метрострою" банкротный иск, однако благодаря вмешательству городских властей сторонам удалось заключить мировое соглашение, по которому сейчас "Метрострой" ежемесячно выплачивает 26 млн рублей.
"Это все неожиданно. На прошлой неделе закончился аудит "Метростроя", и ожидалось, что городские власти примут какое–то решение: банкротить или санировать. Отпустили вожжи, видимо, все идет к банкротству", — прокомментировал "ДП" один из участников строительного рынка Петербурга.
По мнению гендиректора СРО "Подземдорстрой" Сергея Алпатова, Смольный не должен был допустить такого развития событий. "Очень жаль, что это происходит. Мы теряем сильную организацию, если не сказать, что уже потеряли, мы теряем специалистов, которые уходят в Москву, и щит уникальный тоже в Москве. Нет долгосрочной программы проектирования метро. Пусть город хоть 100% акций "Метростроя" приобретет (сейчас у него 46%. — Ред.), ничего же не изменится. Сегодня строится четыре станции метро, а на перспективу нет практически ничего. Даже если бюджет будет выделять на метростроение 30 млрд рублей в год, то, грубо говоря, на эти деньги можно будет строить только одну станцию в год, 10 станций за 10 лет. Но нет проектной документации на такой период, а на проектирование одной станции уходит от 3 до 5 лет. Вот и считайте, что мы сможем построить за это десятилетие", — говорит эксперт.
После того как Смольный установил фактический контроль над компанией, казалось, что проблемы у нее должны закончиться. В связи с этим некоторые эксперты высказывают мысль о банкротстве компании в рамках ее последующей продажи. Напомним, в числе заинтересованных лиц источники "ДП" называли братьев Ротенбергов (см. "ДП" № 193 от 11.12.2019).