Вести бизнес в многоквартирных домах в Петербурге становится все сложнее: помимо проверок госорганов на компании сыплются жалобы местных жителей.
Рестораны и магазины, которые так и не смогли договориться с жильцами, съезжают "от греха подальше" или вообще закрываются.
Владельцы заведений, расположенных на главной ресторанной улице города, создали объединение "Рубинштейн и Партнеры". По словам его координатора Елены Янишевской, организация займется улучшением имиджа улицы и будет взаимодействовать с жителями, чтобы совместно разбираться с претензиями. Их у собственников жилья к бизнесу накопилось немало. Участники общественной организации "Граждане улицы Рубинштейна" даже заявили, что по их инициативе в этом году вечеринка Юридического форума Legal Street пройдет не на барной улице, а на Заячьем острове. "ДП" ранее писал об этом (см. № 12 от 05.02.2020).
Недопонимание, а зачастую даже открытое противостояние между бизнесом и жителями многоквартирных домов возникает не только на Рубинштейна. Владельцы ресторанов, сетей фитнес–клубов и предприятий торговли рассказали "ДП", что они не раз подвергались "потребительскому терроризму". Некоторые предприниматели отмечают, что давление со стороны жителей дома на их бизнес намного сильнее, чем со стороны государства.
Под строгим присмотром
Читайте также:
Мнение
Пора штрафовать жалобщиков. О неадекватных жителях
Эксперты отмечают, что за последний год количество жалоб и, как следствие, внеплановых проверок увеличилось в несколько раз. Предпринимателям и так хватает проблем с получением различных согласований, а еще и многочисленные проверки не дают спокойно вздохнуть, потому что органы власти и другие инстанции не оставляют их в покое из–за жалоб жителей.
Как отмечает управляющий партнер Legal to BusinessСветлана Гузь, внеплановые проверки составляют львиную долю всех рейдов, проводимых Роспотребнадзором. "Это значит, что практически в 90% случаев жалобы недовольных жителей являются основанием для проведения проверки и выявления фактов нарушения норм законодательства РФ", — считает эксперт.
Так, Гузь вспомнила случай, когда житель многоквартирного дома на Васильевском острове пожаловался на шум, производимый при погрузочно–разгрузочных работах. Впоследствии суд в апелляционной инстанции, с постановлением которого согласились и АС СЗО, и ВС РФ, запретил предпринимателю осуществлять деятельность по эксплуатации предприятия торговли.
Генеральный директор сети кофеен "Чайникофф" Михаил Гусейнов говорит, что бизнесу и так сейчас непросто: "Человек рискует, вкладывая средства в свое дело, притом что и так покупательная способность падает, а окупить заведение становится все сложнее, к тому же еще возможен и потребительский терроризм со стороны жителей". Поэтому предприниматели все чаще предпочитают открывать заведения в нежилых помещениях.
Крысы по обе стороны
Наибольшее число жалоб, а следовательно, и проверок, поступает в адрес ресторанного бизнеса. Это связано с требованиями, которые предъявляются к организациям общепита. Граждан не устраивают запах и соседство с грызунами и насекомыми. Также причиной обращений являются шум, мусор и загромождение проезда на придомовой территории.
Генеральный директор сети Pita`s Сергей Жилкин отмечает, что для открытия новой точки в многоквартирном доме необходимо заручиться поддержкой 2/3 голосов собственников. Чтобы заранее наладить диалог, компания старается идти навстречу соседям и решать проблемы до их возникновения. Например, почистить прилегающую к помещению территорию, поучаствовать в ремонте подъезда или двора.
"Вообще в доме, как правило, имеется несколько инициативных жильцов, с которыми необходимо налаживать контакт. Остальным обычно все равно", — замечает Жилкин.
Претензии жителей иногда доходят до смешного. Гусейнов рассказал, что однажды они пожаловались на бар KillFish из–за запаха рыбы, хотя в этом баре не подают морепродукты.
Жалуются на все подряд. "Сосед говорил, что ему мешает труба от нашей вытяжки. Я объяснял, что она как раз и нужна, чтобы выводить запахи наверх и они никому бы не мешали. Но взаимопонимания достигнуть порой невозможно. Снимите — и все тут", — вспоминает Гусейнов.
Часто жители пишут жалобы сразу во все инстанции — и в прокуратуру, и в Роспотребнадзор, и в жилищную инспекцию. Эти инстанции вынуждены проводить проверку по каждому обращению, поэтому из–за одной жалобы приходят все разом. Часто проверка не выявляет никаких нарушений, но жители не покидают тропу войны.
Гусейнов замечает, что "Чайникофф" — крупная сеть, у которой есть профессиональные юристы, и справляться с напором недовольных жителей они уже научились. Малый же бизнес, по его мнению, от жалоб соседей задыхается. "Для противостояния недовольным жильцам нужны знания и, главное, деньги. Неопытные предприниматели, открывшие небольшое семейное кафе, не имеют достаточно ресурсов. Огромное количество таких заведений закошмарены и вынуждены закрываться", — говорит он.
Совладелица сети фитнес–бутиков для женщин "Тонус–клуб" Ирина Чирва рассказывает, что и ее бизнес жильцы не обходят стороной. Частыми причинами жалоб являются размещение рекламы на фасаде дома и высокий уровень шума. Со второй проблемой сложностей не так много: приходят с проверкой, измеряют шумовой фон, компания судится, но это хотя бы не так бьет по бизнесу, а отсутствие рекламы лишает клиентов. "ТСЖ от лица жителей запрещает любые рекламоносители. Некоторые помещения находятся у нас в собственности, а мы даже не можем ими распоряжаться. Компания платит по коммерческим ставкам за ресурсы, которыми мы пользуемся, а прав у нас нет", — заключает Чирва.
Удачный опыт
Есть и удачные примеры взаимодействия бизнеса и жителей многоквартирных домов. В Василеостровском районе председатель совета дома № 49 по Наличной улице Петр Иванов самостоятельно урегулировал все конфликты с предпринимателями.
На первом этаже дома располагается около 30 арендаторов, которые используют фасад для размещения рекламных конструкций.
"Мы заключаем договор с каждым предпринимателем и сдаем общее имущество жителей дома в аренду. Кто–то неохотно шел на контакт с нами, тогда компании приходило предписание о демонтаже конструкции. Несколько конфликтов даже рассматривалось в досудебном порядке. В итоге с каждым, кто сейчас работает у нас, удавалось договориться. Сейчас мы максимально лояльно относимся к бизнесу и даже предлагаем каникулы на 2 месяца только заехавшим предпринимателям", — комментирует Иванов.
В случае если бизнес еще не окупился, совет дома дает возможность размещать рекламу бесплатно, но если, например, это крупная ювелирная сеть "585", то с них берется плата даже выше, чем с предприятий малого бизнеса.
Все средства, поступающие таким образом в управляющую компанию, идут впоследствии на ремонт фасада, подъездов, благоустройство двора, установку видеокамер и другие необходимые для жильцов дела.
То есть бизнес может жить дружно с соседями по многоквартирному дому, но они не всегда готовы даже просто к конструктивному диалогу с ним.