Анна–Мария Гросхольц, она же всемирно известная мадам Тюссо, жила в богатое на исторические события время. Ее глаза видели нищету и роскошь, Версаль и Французскую революцию, тюрьму и признание, жертв и убийц. Ее руки отливали из воска головы таких людей, как Вольтер, Жан–Жак Руссо, Людовик XVI (посмертно), Мария–Антуанетта (посмертно), Наполеон, королева Виктория и множества других знатных персон. Она теряла родственников и друзей, меняла города и едва влачила существование от ярмарки к ярмарке, где выставляла работы напоказ широкой публике. В те же годы творили Моцарт и Диккенс. Кажется, любая попытка написать или экранизировать биографию реальной Золушки обречена на успех, но до сих пор главным произведением, поддерживающим славу этой внешне неприметной, но решительной женщины, остается музей ее имени. Музей восковых фигур мадам Тюссо.
"Кроху" английский писатель и драматург Эдвард Кэри писал 15 лет, основательно поработав в музее своей героини. Судя по всему, за основу романа взяты не архивные материалы, но приукрашенные мемуары мадам Тюссо, которые она надиктовала на закате жизни, и умеренная щепотка литературы XVIII века. В этой интерпретации крошка Мари, рано потерявшая папеньку и маменьку, становится ученицей доктора Куртиуса, чья работа заключается в том, что он создает модели частей тела из воска для местной больницы. Когда у доктора начинаются проблемы с руководством и финансами, Куртиус и Мари сбегают в зловонный, но неизменно притягательный для странников Париж и находят пристанище у вдовы Пико, владелицы убыточного ателье. Вдова делает из крошки Мари ту самую Золушку, настоящую служанку без оплаты, прибирает к рукам растерявшегося доктора и уговаривает променять невыгодную портновскую мастерскую на большой покосившийся дом, ранее обезьянник. В том здании с привидениями проходят первые выставки восковых фигур, вскоре после которых девочку приглашают жить во дворец и присматривать за Элизабет, версальской принцессой. Проведя некоторое время во дворце с королевской семьей и пройдя Французскую революцию через тюрьму и помилование, Мари возвращается к эксцентричному доктору и жестокой вдове, но уже полная решимости и дальше отстаивать свою свободу и независимость. Именно настойчивость и целеустремленность приводят ее к тому, чтобы в итоге стать той самой знаменитой мадам Тюссо.
Не стоит заострять внимание на том, какие эпизоды в книге Эдварда Кэри художественный вымысел, а какие — правда, ведь задачей романа было описать сильную личность и становление характера. Наполеон говорил: "Сходство создает неточность изображения черт, вплоть до бородавки на носу; характер — то, что делает каждого человека индивидуальностью, вот что нужно передать". И вместе с тем автор отливает в форму человеческие тщеславие и любопытство — две главные движущие силы, которые уже несколько веков обеспечивают неугасающий интерес публики к Музею мадам Тюссо.