В 2019 году российский рынок онлайн-доставки продуктов питания самими ретейлерами и службами доставки вырос до 45 млрд рублей, следует из отчета агентства "Infoline-Аналитика". Лидирует по-прежнему онлайн-гипермаркет "Утконос", в тройке местами поменялись Ozon и Perekrestok.ru. Экспресс-доставка становится повсеместной и превращается в новый рынок.
Больше и быстрее
За минувший год российский рынок онлайн-продаж продовольственных товаров с учетом продуктовых наборов и сервисов доставки из магазинов товаров повседневного спроса (FMCG) рос быстрее ожиданий аналитиков — на 70%, до 45 млрд рублей, против двукратного роста в 2018 году. По итогам года суммарные онлайн-продажи FMCG и товаров для дома превысили 200 млрд рублей.
Быстрый рост рынку обеспечили стабильный спрос в результате расширения клиентской базы и повышение частоты онлайн-заказов. Ретейлеры FMCG и онлайн-платформы активно развивали логистику и наращивали объем исполненных заказов. К концу 2019 года на рынке Москвы и Петербурга сформировался новый сегмент — экспресс-доставка (в течение 15–45 минут), — лидерами которого стали "Яндекс.Лавка" и "Самокат", совокупно выполнившие в декабре 2019 года около 400 тыс. доставок. При этом последний, по данным источников Forbes, попал в сферу интересов "Сбермаркета", стороны могут закрыть сделку до конца февраля.
Доля сервисов доставки на рынке онлайн-продаж продуктов составила около 15%, 7% из них принадлежит сервису iGooods. В 2020 году конкуренция среди сервисов доставки значительно усилится за счет выхода на рынок доставки продуктов Delivery Club, "Яндекс.Еды" и развития "Сбермаркета". Последний в феврале запустил рекламную платформу для брендов, товары которых продаются на его площадке. Она должна позволить совместному предприятию Сбербанка и Mail.ru Group диверсифицировать доходы за счет комиссии с продаж. Конкуренцию не выдержали и закрылись в январе сразу три сервиса доставки: Golama, Superbro и Foodza.
Крупнейшие ретейлеры FMCG реализуют различные стратегии развития онлайн-продаж: некоторые уже давно запустили собственный интернет-магазин, а некоторые только тестируют и анализируют рынок. Так, по итогам 2019 года интернет-магазин "Перекресток" обеспечил около 1,6% выручки сети, интернет-магазин "О'Кей" — 1,2% выручки. Для "Ашана" доля составила 0,5%, подсчитали в "Infoline-Аналитике".
Помимо роста онлайн-продаж ретейлеры FMCG активно экспериментировали с ассортиментом и партнерскими проектами: так, в октябре Perekrestok начал продажу продукции сети "Вкусвилл", а в декабре 2019 года добавил в свой ассортимент продуктовые наборы для приготовления Elementaree. В январе 2020 года "Азбука вкуса" начала продажи через Ozon. Торговые сети активизировали реализацию омниканальной стратегии, особенно в сегменте экспресс-доставки: в ноябре 2019 года "Верный" запустил интернет-магазин с бесплатной экспресс-доставкой "Быстроном", а "Лента" начала тестировать сервис бесплатной быстрой доставки "Ленточка".
В целом в мире, по оценке аналитиков компании Aaron Allen & Associates, на доставку сейчас приходится около 6% ресторанных продаж, в ближайшие годы эта цифра возрастет до 10%, что составит более $200 млрд. При этом за 2 последних года компании по доставке еды по всему миру привлекли больше средств, чем все ресторанные IPO за 17 лет.
Наступление маркетплейсов
В своем отчете аналитики Infoline представили также обновленный рейтинг интернет-магазинов и служб доставки по итогам 2019 года. Аналитики назвали крупнейшие компании по выручке, среднему чеку и среднедневному количеству доставок, ассортименту и посещаемости сайтов.
В первой тройке — "Утконос", Perekrestok.ru и Ozon.ru. Далее в рейтинге — WildBerries, iGooods, "Азбука вкуса" и "Детский мир". Самым быстрорастущим игроком в сегменте онлайн-продаж продовольственных товаров стал маркетплейс WildBerries. За год ассортимент категории "Продукты питания" онлайн-ретейлера вырос в 6 раз и достиг более чем 1,5 тыс. брендов.
Лидером рынка в 2019 году, как и годом ранее, остался онлайн-гипермаркет "Утконос". По собственным данным, его оборот в 2019 году составил 10 млрд рублей — 30% от общей доли рынка. "Максимальный рост оборота пришелся на III и IV кварталы прошедшего года, составив 8% и 6,9% относительно аналогичных периодов 2018 года соответственно", — уточнили ТАСС в компании. В 2020 году "Утконос" планирует увеличить объем продаж более чем на 30%.
Мобильное приложение на iOS и Android приносит 49% всех заказов "Утконоса" — 4,1 млрд рублей в 2019 году. Самыми популярными категориями стали "Молочные продукты" и "Фрукты и овощи", самыми быстрорастущими — "Готовые блюда", "Торты и пирожные", "Хлеб и сдоба".
На втором месте рейтинге оказался Perekrestok.ru, как и прогнозировали в Infoline. Аналитики указывают, что учитывали только выручку онлайн-магазина. В 2018 году на втором месте находился еще Ozon (с оборотом около 3 млрд рублей), а третье место занимал Perekrestok.ru (оборот площадки составил 1,3 млрд рублей). В 2020 году Perekrestok.ru планирует занять первое место по онлайн-заказам и доставке продуктов, рассказал представитель компании. Чистая выручка онлайн-супермаркета за январь — сентябрь 2019 года составила 2,68 млрд рублей при росте в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
"Мы сохраняем планы по достижению лидерской позиции по онлайн-заказу и доставке продуктов питания к концу 2020 года. Мы планируем развивать наш сервис, в том числе за счет расширения ассортимента почти в два раза: сейчас он составляет 27 тысяч SKU, к концу года мы планируем увеличить его до 50 тысяч SKU. Наши приоритетные регионы — Москва и Московская область, а также Петербург и Ленинградская область. Пока здесь самый высокий спрос на доставку продуктов. В то же время мы изучаем потенциальный спрос в различных городах и анализируем, какой формат был бы наиболее подходящим для этого", - отметил директор по стратегии и развитию электронной коммерции торговой сети "Перекресток" Леонид Довладбегян
На третьем месте оказался петербургский маркетплейс Ozon.ru. На его площадке продажи продуктов и товаров повседневного спроса в 2019 году выросли на 159%, а количество заказов - на 170%; в Петербурге - на 205% в деньгах и 195% в заказах. Наибольший рост продаж в целом на Ozon показывают молочная продукция (+294%), бакалея (+195%), детское питание (+166%), а в Петербурге молочная продукция (+363%), бакалея (236%) и гигиена (+220%). При этом, как отметили в Ozon, продажи этих категорий растут без эффекта "низкой базы": у площадки есть лояльная аудитория, которая в среднем собирает пять-шесть товаров в одном заказе.
"Особенность продуктов питания и товаров повседневного спроса в том, что они нужны быстро и часто, поэтому мы тестируем быструю доставку от 40 минут в нескольких районах Москвы. Также мы видим, что спрос смещается в сторону мультипаков и больших упаковок - например, за 2019 год средняя закупка детского питания на Ozon выросла вдвое - с 3-4 банок до 6-8", - отметила Елена Шульгина, директор по развитию FMCG-категорий в Ozon.