В Счетной палате РФ, проанализировав государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса, пришли к выводу, что они неэффективны, и посоветовали их пересмотреть. В то же время за малый бизнес взялись крупные компании и корпорации. С субъектами МСП сотрудничают Ozon, X5 Retail Group, AliExpress и другие. Это им выгодно: партнерство позволяет быстрее масштабировать крупный бизнес.
Число занятых в сфере МСП продолжает сокращаться с 2017 года, в целом по России это 18,9–19,3 млн человек. Количество субъектов МСП не меняется, сохраняясь на уровне 5,5–6 млн, при снижении количества средних предприятий с 20,4 тыс. до 16,7 тыс. Заложенная в указе президента РФ 2016 года цель по росту числа занятых в секторе МСП до 20 млн человек к 2018 году не достигнута и в 2019–м. По плану к 2024 году по стране занятых в этом секторе экономики должно быть 25 млн человек. Впрочем, и этот рубеж тоже может остаться непреодоленным.
Согласно отчету Счетной палаты РФ показатели деятельности субъектов МСП в 2014–2018 годах имели разнонаправленное изменение, что не позволяет однозначно оценить результативность оказанной поддержки, а некоторые компании, получившие помощь, затем прекратили свою деятельность. Кредитный портфель субъектов МСП в 2015–2017 годах имел отрицательную динамику, в 2018–м этот показатель вырос на 44,9 млрд рублей, до 4 214,8 млрд, что на 902,0 млрд меньше, чем в 2015–м.
"Вследствие этого установленный Стратегией развития МСП показатель демонстрировал отрицательную динамику последние 4 года. Предварительные данные по кредитному портфелю юридических лиц, ИП и субъектов МСП на 1 сентября 2019 года позволяют сделать вывод, что существует значительная вероятность недостижения целевого рубежа 20% по итогам 2020 года", — сообщают в Счетной палате.
По мнению аудиторов Счетной палаты, плановые показатели по национальному проекту так и не будут достигнуты в связи с тем, что сами получатели господдержки не заинтересованы в достижении целей развития МСП, а именно роста численности занятых в данной сфере граждан и доли малого и среднего бизнеса в экономике страны.
Тысячи "потому"
Экс–председатель городской ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков считает, что программа оказалась неэффективна, потому что в существующей экономической ситуации страдает больше всего именно малый бизнес, а крупный продолжает наращивать обороты. "Лучше всего это видно именно в ретейле. Малый постепенно уходит и банкротится, сетевые игроки на этом и поддерживают приличный уровень своих доходов", — считает он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов говорит, что нынешняя программа поддержки МСП далека от совершенства. Предприниматели нуждаются в базе для создания бизнеса. "Без серьезной поддержки выйти на рынок очень сложно: не имея начального капитала, нельзя даже арендовать помещение. Кроме того, предпринимателям на первых этапах работы остро нужна помощь в организации бухучета, консультациях юристов — этого пока недостаточно в программе господдержки", — считает он. Большая часть средств идет не на решение конкретных проблем, а на обучение и мастер–классы. Что касается нового направления по поддержке экспортеров, это, безусловно, правильная инициатива, но без базы начинающий предприниматель никогда им не воспользуется, потому что попросту не сможет нарастить объемы, необходимые для экспорта.
И сказали крохе…
Пока государство с малым бизнесом не справляется, за него взялись крупные компании — многие усиливают и активно развивают самые разные программы поддержки МСП. Малый бизнес сегодня не в лучшей форме, казалось бы, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Однако в большинстве компаний отмечают, что сотрудничество с малым бизнесом может быть взаимовыгодным.
X5 Retail Group заключила соглашение о поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы и субъектов МСП. Документ подписан также госкорпорацией развития ВЭБ.РФ, банком "ДОМ.РФ" и федеральной корпорацией по развитию МСП. В планах — развитие финансовой и лизинговой поддержки субъектов МСП, стимулирование производства объектов нестационарной и мобильной торговли, конкретно Х5 планирует консультировать предпринимателей и рассматривать предложенные объекты недвижимости для открытия магазинов и коммерческие идеи.
В компании "ДП" рассказали, что Х5 давно сотрудничает с небольшими региональными производителями как по поставкам их продукции в свои магазины, так и по программе субаренды. "Для нас это возможность расширить локальный ассортимент и спектр услуг, получаемых в одном месте, а для наших партнеров — расширить канал сбыта продукции или получить стабильный покупательский трафик при умеренных инвестициях. Таким образом, за счет синергетического эффекта крупный федеральный и малый бизнес могут добиться максимальных результатов", — отмечают в Х5.
Главное — ноги
Другой пример удачного сотрудничества малого и крупного бизнеса — проект Ozon. В декабре 2019–го компания анонсировала запуск логистического маркетплейса, подключаясь к которому можно открывать пункты выдачи заказов, устанавливать постаматы и доставлять заказы клиентам. "Предприниматели, которые хотят открыть такой пункт, должны иметь возможность инкассации денежных средств, доступ в интернет, кассовый аппарат, компьютер или ноутбук. Чтобы установить постамат, нужны лишь 1 м2 коммерческой площади, розетка и открытый доступ для покупателей. Эти же партнеры могут оказывать курьерские услуги при наличии у себя допресурсов — курьеров в штате или, например, автомобиля для развоза посылок клиентам", — рассказали "ДП" в Ozon.
Также для поддержки партнеров в первые 3 месяца Ozon предусматривает двойную ставку вознаграждения за каждый выданный заказ и гарантирует "защиту от конкуренции" — в радиусе от 500 до 1000 м Ozon не откроет других точек выдачи. Такие условия, по мнению представителей компании, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса по всей стране, помогая предпринимателям начать бизнес в новом сегменте.
В компании отмечают, что партнерство с малым и средним бизнесом позволяет крупным компаниям быстрее масштабироваться, особенно в регионах: локальные предприниматели лучше понимают специфику и особенности своего рынка. "Агент по открытию точки выдачи заказов знает ежедневные маршруты жителей своего города, основные локации и время их посещения — это позволяет ему определить лучшее место для открытия точки. У федерального игрока преимущества в виде бытовых знаний о населенном пункте обычно нет", — говорят в Ozon.
При этом многие компании делают ставку именно на регионы, а доля российского e–commerce пока не превышает 6%, хотя это самый быстрорастущий сегмент ретейла — ежегодно он прибавляет 20–30%, и потенциал для его развития сосредоточен именно в регионах, где для покупателя в обычном магазине чаще всего ограничен ассортимент, а для локального продавца — география сбыта товаров из–за дорогой логистики. Развивать такую структуру по всей России своими силами долго и неэффективно, поэтому в Ozon и устроили логистический маркетплейс.
"Формат позволяет запускать курьерскую доставку и наращивать число точек выдачи заказов в населенных пунктах любого размера, а малому и среднему бизнесу развиваться за счет оказания услуг крупному игроку", — отмечают в компании.