Московская компания "ВкусВилл" развивается в городе на Неве семимильными шагами. В конце прошлого года там заявили, что планируют довести число магазинов в Петербурге и Ленобласти до 500 к 2023 году. Аналитики и эксперты рынка считают такие планы слишком амбициозными, но попасть в топ–10 ретейлеров региона компания точно cможет, если, конечно, продолжит развиваться такими темпами.
И готовить не надо
С конца февраля в Петербурге появился новый проект — "ВкусВилл готовит". "Это производство и доставка сбалансированных рационов, рассчитанных на пять приемов пищи в течение дня. Новое направление с собственной кухней", — говорится на сайте компании. Стоимость этих рационов, правда, несколько выше среднерыночной — в диапазоне 1050–1450 рублей на один день на человека в зависимости от количества калорий. Формат тестировался с 2019 года, несколько месяцев назад доставка готовых блюд появилась в Москве и Московской области. Пока существенное отличие от столичного предложения только в том, что в Петербурге доставка осуществляется непосредственно курьером, а москвичи могут забирать свои заказы в ближайшем магазине сети.
Маркетолог проекта "ВкусВилл готовит" Татьяна Карпицкая рассказала "ДП", что в конце марта такая возможность появится и у жителей Петербурга: "Потребность в ней огромная, судя по первым дням работы. Покупатели даже просили курьеров оставлять пакеты в магазинах, а потом сами забирали их".
Для ретейлера возможность доставки в магазины очень важна. Аналогичные сервисы за подвоз рациона вне центра города берут дополнительную плату. "У нас же в магазине его можно будет забрать по той же цене, вне зависимости от района", — сообщает Карпицкая.
Компания решила запустить этот сервис в Петербурге, исходя из высокого потребительского спроса. "В Северной столице хорошо развиты сервисы дешевого сегмента, а рационов среднего и высокого — значительно меньше, при этом потребность в них есть", — отмечает маркетолог нового проекта.
Все блюда в меню производятся компанией совместно с партнерами, они готовятся на производстве из продуктов ретейлера — такая концепция едина для сервиса "ВкусВилл готовит" по всем регионам. По словам Карпицкой, дополнительные вложения были небольшие — только в локальную рекламу в Петербурге.
Правда, возможность запуска доставки готовых блюд тестируют и другие ретейлеры, например X5 Retail Group и "Азбука вкуса". Гендиректор INFOLine Иван Федяков отмечает, что первопроходцами этого рынка являются компании, которые специализируются на доставке готовых продуктовых наборов: Grow Food и Performance Group. И их обороты по итогам этого года будут исчисляться уже миллиардами рублей.
"Естественно, компании со смежных рынков не хотят упускать возможность развиваться и в этом быстрорастущем сегменте. В первую очередь его двигают такие специализированные компании, но в том, что в дальнейшем он будет развиваться и с активным участием торговых сетей FMCG, у меня нет никаких сомнений", — заключает Федяков.
Сооснователь Grow Food Павел Паскарь считает, что "ВкусВилл" переборщил с частотой доставки и завысил цену. "Модель подписки подразумевает, что человек питается каждый день, а каждый день встречать курьера или спускаться в магазин — определенный стресс для клиента. Важно понимать, что цена выше рынка обусловлена во многом ежедневной доставкой, а не только более качественными ингредиентами", — говорит он.
Однако Паскарь считает, что со временем "ВкусВилл готовит" может иметь до 15% доли рынка, так как это очень сильный бренд со своей армией поклонников.
Другие форматы
В 2019 году ретейлер запустил несколько новых форматов в Москве: "ВкусВиллАйс", микромаркеты и вендинг. В Петербурге пока есть только семь вендинговых аппаратов, которые появились в бизнес–центрах "Таврический", "Балтийский", "Средний проспект", а также в Музее истории религии и в клинике "БалтМед".
В пресс–службе компании сообщили, что магазины "ВкусВиллАйс", в которых 95% ассортимента составляют замороженные продукты, пока будут только в столице. А вот собственная доставка продуктов может появиться в Петербурге уже этой весной.
Также в компании планируют открыть сразу несколько микромаркетов, уточняя, что уже ведут переговоры с петербургскими партнерами.
Иван Федяков отмечает очень значительные амбиции ретейлера. "Они начинают строить распределительные центры в Ленобласти, создают инфраструктуру по доставке продукции, а это говорит о том, что у них растут товарообороты. Поэтому план открытия 500 магазинов в ближайшие годы становится вполне реальным, однако никто и никогда такими высокими темпами на рынке не развивался", — считает аналитик.
Инвестиции в Петербурге у них феноменальные, но, по мнению Ивана Федякова, они могут не окупиться.
"На открытие одной точки в среднем нужно 10–15 млн рублей, при темпах открытия больше 100 магазинов в год сумма увеличится до 1,5 млрд рублей, и это только в открытие магазинов. Дополнительные инвестиции потребуются для создания инфраструктуры", — отмечает он.