На фоне падения покупательной способности населения крупные компании объединяются. X5 Retail Group, "Билайн", "М. Видео–Эльдорадо" и Hoff создают Retail Innovation Tech Alliance (RITA).
Альянс создан для поиска новых технологических решений — причем как на российском рынке, так и на крупнейших международных стартап–площадках. Финансирование проекта игроки рынка планируют осуществлять на паритетных условиях.
Партнеры RITA займутся самыми разными сферами развития бизнеса — от транспорта и логистики до изучения потребительского опыта и цифровых развлечений. Представители компаний ожидают, что работа альянса приведет к росту эффективности бизнес–процессов.
Инициатором проекта выступила X5 Retail Group. Как "ДП" рассказали в компании, RITA — принципиально новый подход к поиску инноваций, объединение беспрецедентно не только для российского ретейла, но и для рынка в целом.
"Мы объединяем усилия наших компаний для осуществления эффективного скаутинга по всему миру. Зачастую проблемы ретейлеров очень схожи, и мы, каждый по отдельности, решаем одинаковые задачи: улучшение покупательского опыта, повышение операционной эффективности бизнеса, логистики, работы бэк–офиса", — комментируют в пресс–службе X5.
В компании также отмечают, что крупные игроки рынка часто находят успешные решения, но также и совершают ошибки — слабая команда стартапа, проблемы с масштабируемостью, с адаптацией к реальным бизнес–процессам, сложности интеграции с основными IT–системами.
"Обмен опытом поможет нам повысить эффективность вложений и ускорить процесс внедрения работоспособных решений. Ведь часто успех — это знание кода от замка, причем код состоит из нескольких элементов: технология — команда — бизнес–процесс — экономический рычаг — интеграция. Успех можно повторить, зная этот код", — говорят в X5.
В "Билайне" отмечают, что работа в рамках альянса поможет компании объединить опыт на стыке технологий и ретейла: "Партнерство с ключевыми игроками этого рынка открывает для нас возможности создавать как новые цифровые сервисы для бизнеса, так и массовые продукты, которые помогут пользователям удовлетворять все больше повседневных потребностей".
Кроме всего прочего, альянс ставит перед собой задачу дать четкий сигнал рынку о том, куда нужно идти, если ты стартап и заинтересован работать с ретейлом. В X5 говорят, что партнеры будут привлекать лучшие проекты в своем сегменте: в России с этим нет больших проблем. По мнению представителей компании, совершенно иная ситуация наблюдается за рубежом, где лучшие стартапы работают на глобальном рынке.
Эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин говорит, что крупные игроки кооперируются, чтобы внутри объединения удерживать покупателя на фоне падения покупательной способности. Он также отмечает, что сейчас граждане все чаще предпочитают совершать покупки в разных местах, если таким образом можно сэкономить. "Пришел человек в "Билайн", например, что–то купить, а ему дарят бонус "Пятерочки" — и он уже идет именно туда. Конечно, у проекта есть и рекламные возможности — компании имеют возможность перекрестно друг друга продвигать на рынке", — замечает эксперт.
В разговоре с "ДП" он также отметил, что стоит учитывать стремительное развитие интернет–торговли: она бьет по продажам не только техники и гаджетов, но и продуктов питания в офлайне. По его мнению, крупным игрокам сейчас следует объединять усилия для совместной работы в онлайне.