Максимальную прибыль из эпидемии имеют шансы извлечь организаторы дистанционного обучения.
Пандемия нанесла колоссальный ущерб многим отраслям. Туризм, транспорт, торговля и финансы все еще подсчитывают убытки. В плюсе вроде бы аптеки, производители противовирусных препаратов, масок и средств индивидуальной защиты. Но, похоже, максимальную прибыль из эпидемии извлекли EdTech–компании (EdTech — от английского educational technology — это дистанционное обучение и новые технологии в образовании).
Одной из наиболее эффективных мер против пандемии является закрытие учебных заведений. Так считает американский врач, профессор Говард Маркел. Мнение этого историка медицины и специалиста по эпидемиям, который консультировал по вопросам пандемии Пентагон (в 2005–2006 годах) и национальный Центр по контролю и профилактике заболеваний (в 2006–2016 годах), приводит The New York Times.
В КНР и Гонконге на фоне эпидемии были закрыты школы и другие учебные заведения. Порядка 180 млн учащихся были переведены на дистанционное обучение через интернет.
Помимо частных онлайн–платформ для удаленного обучения правительство Китая оперативно развернуло "Национальный виртуальный класс". В рамках госконтрактов технические ресурсы для этого проекта обеспечили Baidu, Huawei и Alibaba, а поставщиками телеком–услуг выступили China Telecom, China Unicom и China Mobile. В результате была создана платформа для дистанционного обучения из 7 тыс. серверов, подключенных каналами с общей пропускной способностью свыше 90 терабайт. Одновременно ею могут пользоваться до 50 млн учащихся (для студентов и школьников с медленным интернетом по государственному телевидению были организованы трансляции занятий).
В результате рынок онлайн–образования в Китае получил мощнейший импульс развития. К примеру, состояние бывшего репетитора Чжана Бансиня, основавшего EdTech–фирму TAL Education, за время пандемии выросло на $1,7 млрд — до $10 млрд.
Впрочем, Китай и до эпидемии был одним из лидеров в области дистанционного обучения. Так, в 2018 году почти половина всех мировых инвестиций в онлайн–образование пришлась на стартапы из КНР. В Пекине и Шанхае действует более 3 тыс. стартапов в области удаленного обучения. В Нью–Йорке, для сравнения, порядка 1 тыс. Объем китайского рынка дистанционного образования в 2018 году оценивался в 230 млрд юаней ($33 млрд), а уровень проникновения услуг — в 10%.
Сейчас примеру Китая следуют другие страны с большой численностью (или высокой плотностью) населения. В их числе — Индия, где действует один из самых дорогих EdTech–стартапов в мире Byju’s; его капитализация оценивается в $5,8 млрд.
Хотите заработать на пандемии? Инвестируйте в EdTech.