Глава городского комитета по развитию туризма побывал на круглом столе в редакции "Делового Петербурга".
— В Петербург поток туристов значительно увеличился, в прошлом году город посетили 10,4 млн человек. Рост — на 26%. Это произошло в том числе и из–за проведения массовых спортивных мероприятий Чемпионата мира по футболу, планируемых Чемпионата Европы и Лиги чемпионов. На турпоток, безусловно, оказывает влияние проведение имиджевых событийных мероприятий и крупных международных конгрессов, таких как 23–я сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации ЮНВТО.
Как Смольный считает эти цифры?
— Комитет запрашивает данные всех пограничных служб, всю статистику, которая связана с пересечением людьми границы. Подключаем и другие ресурсы, например сотовых операторов, взаимодействуем с РЖД, "Морским фасадом". Многие иностранные гости города приезжают к нам транзитом из Москвы и других городов. Если сложить внутренний и международный туризм, то и получим 10,4 млн — это реальная цифра. Учитываем и опыт прошедшего футбольного Мундиаля. Первое — маркетинговый эффект, который дал чемпионат. Отметили увеличение количества туристов из Латинской Америки. Второе связано с тем, что некоторые туристы отложили свою поездку и приехали не в 2018–м, а в прошлом году.
Теперь от статистики хочу перейти к новому инструменту — электронным визам. Оформить электронную визу на сайте МИД можно было с 1 октября. В список стран вошли не только европейские, но и восточные и азиатские. Например, в 2 раза больше Санкт–Петербург посетило туристов–филиппинцев (это в сравнении с 2018 годом). Видим, что эта мера помогает. На сегодняшний день более 150 тыс. заявок подано на получение электронной визы и 116 тыс. туристов уже посетили город, пользуясь такой возможностью. Это инструмент, эффект от которого будет расти с каждым годом. Введение механизма электронной визы не случайно, потому что мы помним, как добивались возможности присутствия в городе 72 часа без визы круизным пассажирам. Для нас важно, чтобы туристы не только выбирали и приезжали в Петербург, но и возвращались сюда снова, рекомендовали это направление своим друзьям. Электронная виза и круизные 72 часа дают такую возможность, но наша задача — не останавливаться и прорабатывать новые механизмы привлечения туристов в город.
Есть ли у вас прогнозные цифры на этот год, когда все говорят о коронавирусе?
— Я могу пообещать, что встретимся в редакции "ДП" в ноябре или декабре и тогда уже подведем итоги. Мы должны посмотреть, как пройдет Чемпионат Европы по футболу, крупные конгрессно–деловые мероприятия, обязательно учтем возможности внутреннего турпотока. Нам повезло, что у нас есть этот ресурс. Именно на него делаем упор в стратегии продвижения туризма в ближайшие 3 года. Считаем эти направления одними из самых перспективных. В этом году в рамках стратегии развития создаем отдельный форум Travel Hub по туризму совестно с Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ, который состоится в октябре. Это интересный формат, новые турпотоки, которые дадут в том числе отложенную для города прибыль.
Второй год говорим об этом, в нашей парадигме Петербург — это точка входа. На всех международных аренах необходимо позиционировать Петербург как hub — точку въезда в нашу страну. Тем более что уже есть седьмая степень свободы и другие ресурсы, которые стали доступны в 2019 году. Новых инструментов будет все больше. Прошлый год также показал рост на 10% деловых туристов, прибывающих на конгрессно–деловые мероприятия, проходящие в Петербурге. Развиваем нишевый туризм: гастрономический, медицинский, свадебный и т. д. Считаем, что именно он станет новой точкой роста.
Ожидаете заметного падения турпотока из–за тех китайских туристов, которых сейчас нет в городе?
— В этом году развенчался миф, что китайский туризм в город не приносил доход. На нем зарабатывали отельные площадки, рестораны и музеи. По китайским туристам будем анализировать ситуацию, посмотрим, как будут развиваться дела в мире. Уверены, что сегодняшняя обстановка сохранится недолго, но она дает нам возможность анализировать проводимую работу.
Давно объявлено, что в городе планируется ввести турсбор. Сколько туристы будут платить, а главное — планируется ли полностью или частично передать деньги на реставрацию исторических зданий?
— Это логичная мера, которая используется во всем мире. Все объекты показа имеют свой ресурс. Создание новых маршрутов в Петербурге требует финансовых вложений. Поэтому выработанная формула останется именно в таком формате. Есть различные "пакеты опций", связанные с льготными категориями российских туристов. Предложение, которое инициировал губернатор, для города очень своевременное и необходимое.
Это будет решение федерального уровня?
— Да. Необходимо внести изменения в федеральные законы. После этого будут приняты соответствующие документы на региональном уровне. Приведу несколько цифр. Общий объем вклада туризма в экономику Санкт–Петербурга (совокупные расходы туристов в городе) составил порядка 375 млрд рублей в 2019 году. Доход только от гостиничного бизнеса и турфирм — более 30 млрд.
Как обстоят дела с паромной компанией? Анонсировали ведь, что скоро начнутся перевозки…
— Об этом говорили на прошлом ПМЭФ. Была проведена большая работа, подписано соглашение о консалтинге, о выстраивании модели, которая была бы эффективна.
В городе занимается этим проектом "Морской фасад". Круизный туризм — визитная карточка Санкт–Петербурга. Необходимо в этом направлении проводить работу, которая даст и качественный сервис, и увеличение потока и сможет усилить присутствие города на Балтике.
Сильно по городу ударил закон о хостелах?
— У коллег появился новый ОКВЭД — финансовый инструмент. Некоторые хостелы перешли на систему сдачи комнат в аренду. Поэтому не можем сказать, что все хостелы закрылись. Есть добросовестные участники рынка, и есть нормальный инструмент для их выявления. Надо сказать, что для хостельеров меняется маркетинг, и это может быть одной из проблем, потому что одно дело — когда ощущаешь себя частью отрасли, и другое — когда приходится переходить на другой вектор работы. Для нас эта ситуация стала хорошим катализатором. Мы повышаем уровень городской программы создания хостелов и гостиниц категории три звезды. Она уже работает. Со всеми городскими ведомствами (отдельное спасибо коллегам из комитета имущественных отношений и комитета по инвестициям) прорабатываем возможные адреса.
Некоторые мини–отели вполне соответствовали классу пять звезд. Однако по изменившемуся законодательству не могли на это претендовать. Инвесторы и владельцы таких отелей били тревогу. Приходили они к вам?
— В Петербурге есть тенденция развития мини–отелей, бутиковых отелей, которые популярны не менее, чем пятизвездочные отели, хотя при этом работают в сегменте трех и четырех звезд. Примеров таких много, где владельцы совершенствуют сервис и придумывают новые способы коммуникации с клиентами. Да, бывают сложности во время высокого сезона. Раньше классификацией гостиничного хозяйства занимался комитет, а сейчас РФ в лице Минэкономразвития — этому процессу придается большое значение. И это правильно, потому что все отели должны отвечать единым стандартам. Более того, мы сами за это ратовали и были одними из первых, кто предлагал введение паспорта безопасности при прохождении классификации.
Довольны вы количеством отелей, у которых есть право на классификацию?
— Их достаточно, мы видим, что они появляются. Мы управляли этим процессом в 2017–2018 годах. Монополий на этом рынке не существует, организаций много. У потребителя есть возможность выбора.
Сегодня в городе классифицировано 973 коллективных средства размещения всех категорий звездности — это без учета жилищного фонда. И порядка 500 средств размещения в жилищном фонде, с 1 октября прошлого года они переквалифицировались в индивидуальные средства размещения: гостевые комнаты, гостевые дома и прочее. Могу отметить, что перед Чемпионатом мира по футболу в городе номерной фонд был порядка 38 тыс. номеров, а сейчас — 43 тыс.